Кобзев А.И.
Философия китайского неоконфуцианства
§ 10. Организмическая трактовка неоконфуцианства
Вообще интерпретация понятия «ли» («принцип») есть та точка опоры, основываясь на которой можно перевернуть любое понимание неоконфуцианства. В частности, истолкование этого понятия как «принципа организации» или просто «организации», в смысле современной органистической (организмической) философии, прежде всего А.Н.Уайтхеда, ученого и во многом сциентиста, позволяет также сциентистски настроенному представителю естествознания Дж. Нидэму прийти к выводу, что неоконфуцианский организмический натурализм (чжусианства, но не школы Лу–Вана) не только гармонирует с естественными науками, но и сам проникнут научным духом.
По мнению Дж. Нидэма, неоконфуцианство, хотя и не располагало интеллектуальным опытом современной науки, основы которой в Европе заложили Галилей и Ньютон, тем не менее сумело выработать адекватную ее духу философскую доктрину, преодолевающую дилемму механистического материализма и теологического витализма (идеализма) и близкую к идейной традиции, связанной с именами Лейбница, Гегеля, Лотце, Шеллинга, Л.Моргана, Л.Александера, Я.Х.Смэтса, Р.В.Селлерса, А.Н.Уайтхеда, а также Маркса и Энгельса [648, с. 493–505]. Фэн Юлань сходным образом видел в чжусианстве подобие неореализма, но считал его недостатком слабую дифференцированность логического и этического уровней [596, с. 571]. Дж.Нидэм, напротив, с точки зрения эволюционизма и органицизма, холизма и теории эмерджентной эволюции, высоко оценивает неоконфуцианское понимание общемировых закономерностей как этических принципов, в чем приближается ко взглядам Моу Цзунсаня.