楊筠松, Ян Шу-мао
楊叔茂,
прозв. Цзю-пинь сянь-шэн
救貧先生 (наставник Избавляющий от нищеты), Ян И(-цзянь). 8-й день 3-й луны (20.4) 834, Доучжоу (совр. уезд Синьи пров Гуандун) или Цяньчжоу/Ганьчжоу (совр. Юйду/Ганьчжоу пров. Цзянси), - 904/906, Цяньчжоу/Ганьчжоу (Юйду).
Ян Юнь-сунОдин из предтеч географии и основоположников геомантии (фэн-шуй), создатель ее важнейшего и наиболее популярного направления - «методов [ландшафтных] форм» (син фа; см.
Син [2],
Фа [1]), «течения сил [ландшафтных] форм» (син ши
形势 пай), «течения островерхих горных рельефов» (луань ти
峦体 пай), «цзянсийского течения» (цзянси пай). В универсальном аннотированном каталоге (
мулу) «Сы ку цюань шу цзун му ти яо» («Сводный каталог всех книг четырех хранилищ с извлечением главного», 1782; см.
«Сы ку цюань шу») сказано, что впервые он упомянут Чэнь Чжэнь-сунем (ум. ок. 1261) в «Чжи-чжай шу лу цзе ти» («Записи о книгах с разъяснением тем Чжи-чжая», ок. 1240), затем в библиограф. гл.
«Сун ши» («История [эпохи] Сун», XIV в.) – «И вэнь чжи» («Трактат об изящных и искусных текстах») и, по преданию мастеров оккультных наук, ок. 880 руководил географико-геомантическим ведомством «принципов земли» (ди ли; см.
Ли [1]) в имп. обсерватории (лин тай
灵台), дослужившись до звания сановника первого ранга - «великого мужа светлых заслуг с золотой [печатью] на пурпурном [шнуре]» (цзинь цзы гуан лу да фу
金紫光禄大夫). В энциклопедии
«Юн-лэ да дянь» («Великий [свод] периода Юн-лэ», 1404) отражен слух, что во время мятежа
Хуан Чао (ум. 884) Ян Юнь-сун похитил в секретном хранилище книги, сбежал в земли к югу от Янцзы и передал тайное искусство своим приверженцам. По-видимому, действительно последние два с половиной десятилетия своей жизни провел на юго-востоке, в уездах Юйду, Нинду и Синго пров. Цзянси, где опростился, ушел в народ и странствовал по знаменитым горам, полностью отдавшись геомантии и созданию цзянсийской школы, к кот-й принадлежали Цзэн Вэнь-ди, Лай Да-ю
赖大有, Се Цзы-и
谢子逸, Лю Цзян-дун
刘江东, Ляо Юй
料禹 и др. Преподавал в храме на горе Янсяньлин (хребет Бессмертного Яна) в юго-вост. окрестности г. Ганьчжоу (Цзянси), в к-ром сохранились построенные по его планам сооружения. Вычилил место собственной могилы, в его честь названное дамбой господина Яна (Янгунба в селе Куаньтяньсян уезда Юйду) и ныне затопленное р. Мэйцзян.
Ян Юнь-сунСогласно характеристике известного ученого
Чжао И (1727-1814) в «Гай юй цун као»
陔余 («Собрание досужих разысканий»), цзянсийская школа занималась исследованием начал и концов, направлений и положений энергетических потоков (силовых линий), отраженных в рельефе местности, в особенности взаимных соответствий «драконов» (
лун – горных возвышенностей, энергетических каналов), углублений/пещер (cюэ
穴- энергетических точек), песчаников/киновари (ша
砂) и вод/рек. Считается, что Ян Юнь-сун создал «Хань лун цзин» («Канон потрясающих драконов»), «Сань ши лю лун шу» («Кн. 36 драконов»), «И лун цзин» («Канон странных драконов»), «Цин нан цзин» («Канон Зелено-синего мешка [Вселенной]») / «Цин нан ао
奥 юй/чжи» («Сокровенные речи/указы о Зелено-синем мешке [Вселенной]»), «Ши эр чжан
杖 фа» («Методы двенадцати опор») / «Цзан
葬 фа ши эр чжан» («Двенадцать опор погребальных методов») / «Цзан фа дао
倒 чжан» («Перевернутые опоры погребальных методов»), «Тянь юй цзин» («Канон небесного нефрита»), «Юй чи цзин» («Канон нефритового аршина») и др. трактаты, фигурирующие в различающихся редакциях. В «Цин нан ао чжи» отмечена эволюция геомантического компаса (ло цзин): от «преднебесного» (сянь тянь) обозначения 12 направлений до «посленебесного» (хоу тянь) применения 22 цикл. знаков «[небесных] стволов и [земных] ветвей» (
гань чжи). В «Хань лун цзине» говорится об энергетике «драконовых жил» (лун мо/май) как горных образований, классифицированных с помощью даосской (см.
Даосизм) категории «девяти двезд» (цзю син) созвездия
Бэй-доу (Северный Ковш – Большая Медведица) – семи основных и двух скрытых; в «И лун цзине» и «Ши эр чжан фа» - об устройстве захоронений, выводящем геомантию обитаемых жилищ (ян чжай
阳宅) из геомантии кладбищ (инь чжай
阴宅). В соотвествии с общим представлением о пейзаже/ландшафте как «горах и водах» (шань шуй) им придавалась особая значимость, как, напр., в отраженном на рис. из «Ши эр чжан фа» в составе
«Гуцзинь тушу цзичэн» («Полное собрание изображений и книг древности и современности», 1726/1728) методе «сжатой опоры» (со чжан
缩杖), демонстрирующем идеальное расположение погребения, «сжатого» между тремя горами и двумя реками (четное «З» и нечетное «2» гармонируют с «мужскими» горами и «женскими» водами; см.
Сяншучжи-сюэ) в благотворном сгущении пневмы (
ци [1]).
Литература:
Китайская геомантия / Сост. М.Е. Ермаков. М., 1998, с. 131-132, указ.; Хэ Сяо-синь. Фэн шуй тань юань (Разыскание истоков геомантии). Нанкин, 1990, с. 37-39; Groot J.J.M., de. The Religious System of China. Vol. 3. Leiden, 1897.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 975-976.