陳立夫, Чэнь Цзу-янь.
Чэнь Ли-фу1900, уезд Усин пров. Чжэцзян, — 1998. Общественный и политич. деятель, теоретик партии
Гоминьдан. Получил образование в горном училище (Шанхай) и в Бэйянском ун-те (Тяньцзинь) Учился в США (1923–1925), магистр Питтсбургского ун-та (штат Пенсильвания). После возвращения примкнул к военно-политич группировке Вампу (Хуанпу). Доверенный секретарь
Чан Кай-ши, зав. сектором обследований, генеральный секретарь, нач. секретариата, зав. орготделом ЦИК Гоминьдана, министр просвещения, президент Законодательного
юаня [
6] в гоминьдановском прав-ве. С 1935 чл. Постоянного комитета ЦИК Гоминьдана. Вместе со старшим братом Чэнь Го-фу создал политич. группировку «Центр. клуб» (англ. Central Club, сокр. СС) и Управление обследования и статистики (разведслужбу) при ЦИК Гоминьдана, руководил деятельностью полиции и агентурной работой. Перед победой КПК в 1949 уехал в США. В 1968 переехал на Тайвань, где стал советником канцелярии президента по делам правления и пред. президиума Центр. консультативного комитета. Один из ведущих представителей «четырех семейств» — кланов, связанных с высшими эшелонами власти.
С 30-х гг. Чэнь Ли-фу принял активное участие и формировании идеологич. доктрины и новой теоретич. платформы Гоминьдана. Опираясь на основополагающие принципы
конфуцианства, соединив их с зап. теориями о врожденных способностях человека и учениями о расовом неравенстве, пытался создать новое филос. направление, к-рое преодолело бы «ограниченность» как материализма, так и идеализма. Осн. филос. соч. — «Вэйшэн лунь» («Витализм. Т. 1», 1933) и «Шэн чжи юаньли» («Начала жизни», др. назв. — «Витализм. Т. 2», 1936). Считал виталистич. мировоззрение основой историч. взглядов на жизнь нар. масс и полагал, что «для правильного понимания истории жизни нар. масс необходимо разбираться в мировоззрении витализма».
По мнению Чэнь Ли-фу, сущностью и источником всех предметов и явлений является «жизненное начало» (
юшэнмин ды юаньцзи,
пин юань; см.
Сунь Ят-сен). Отсюда назв. его системы взглядов — «философия жизни», или «витализм» (
вэйшэн лунь). «Жизненное начало» — бог и демиург всего сущего. Исходя из этого, Чэнь Ли-фу считал, что «все сущее обладает духом» (
ваньу ю лин); т.к. человек — «самое желанное творение жизненного начала и самая высокая орг-ция в окружающем человека мире», в нем больше всего духа и менее всего материи. Эта же пропорция объясняет наличие высших и низших рас. Поскольку все в мире имеет единое начало и соблюдает определенный порядок, то и об-во может существовать только при наличии одного центра. Ключом для нормального функционирования обществ. организма является соблюдение людьми принципа «сыновней почтительности» (см.
«Сяо цзин») и конф. морали в целом. Исходя из посылки, что «Небо (
тянь [1]) любит добродетель (
дэ [1]) рождения», Чэнь Ли-фу считал, что виталистич. мировоззрение и взгляд на об-во выражают «человеколюбие» (
жэньай), любовь к ближнему и поэтому «все бесчеловечное и жестокое по отношению к себе подобному противоречит осн. смыслу жизни во Вселенной». Поэтому «классовая борьба — это упадок морали, порожденный тем, что люди не знают Пути (
дао) своего рождения и своего существования и не могут идти по Пути, к-рый всех породил и дал им возможность существовать». Источником нравств. совершенствования каждого человека и увеличения в нем добродетели является духовная субстанция
чэн [1] (искренность/подлинность).
Источники: Чэнь Ли-фу. Вэйшэн лунь (Витализм. Т. 1). Нанкин, 1936;
он же. Шэн чжи юаньли (Начала жизни). Нанкин, 1936;
он же. Кун-цзы сюэшо дуй шицзе чжи инсян (Влияние учения Конфуция на мир). Тайбэй, 1971–1972;
он же. Жэнь лисюэ яньцзю (Естественнонаучное исследование человека). Тайбэй, 1973.
Литература: Буров В.Г. Современная китайская философия. М., 1980, с. 63–65; Новейшая история Китая. 1928–1949. М., 1984, с. 342–345.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 610.