成實論, санскр. «Сатьясиддхи-шастра» — «Шастра о совершенной подлинности», «Шастра о постижении истины», «Суждения о достижении истинного». В 16 цз. Трактат написан Хариварманом (кит. Хэлибамо, сер. III — сер. IV в.) и переведен на кит. яз.
Кумарадживой в 411–412. Открывается 12 гатхами, в двух из к-рых прославляются «три драгоценности» (
сань бао), а 10 посвящены краткому изложению осн. тем. Состоит из 202 гл., в кит. пер. распределенных по 5 «собраниям» (частям).
1-я часть — «Введение» (с 1-й по 35-ю гл.). Здесь раскрывается суть учения о «трех драгоценностях», общем смысле «четырех благородных истин» (
сы ди) и десяти особенностях учения школы
чэнши-цзун. Раздел о «драгоценности
Будды» (
фо бао) состоит из 5 гл. о пятичастной наичистейшей добродетели Будды, о 10 силах (
ши ли, дашабала), о 10 титулах Будды и т.д. Разд. о «драгоценности Дхармы» (
фа бао) содержит 3 гл.: о трех уровнях умств. развития учеников Будды; о могуществе Учения/ Дхармы (
фа [1]) Будды; о его 12 разделах. Разд. о «драгоценности сангхи (
сэн)» (
сэн бао) также состоит из 3 гл.: о чистоте членов общины-сангхи; о 27 уровнях на пути к состоянию архата (
лохань); о необходимости почитания сангхи для накопления заслуг.
2-я часть — «Истина о страдании» (36–94 гл.). Здесь излагается учение о пяти скандхах (
у юнь) и входящих в них дхармах: разд. «О рупе (
сэ)» содержит 24 гл.; разд. «О виджняне (
ши [4])» — 17 гл.; разд. «О санджне (
сян [5])» — 1 гл.; разд. «О ведане (
шоу [3])» — 6 гл.; разд. «О санскаре (
син [3])» — 11 глав.
3-я часть — «Истина о собрании [причине страдания]» (95–140 гл.). Здесь рассказывается о карме (
е [1]) и клешах (
фань 烦) как причинах, формирующих последующую жизнь: разд. «О карме» (создаваемой телом, речью, умом) — 26 гл.; разд. «О клешах» (98 клеш) — 20 гл.
4-я часть — «Истина об уничтожении [страдания]» (141–154 гл.). Здесь повествуется о нирване (
непань) и двух видах пустоты (шунья,
кун [1]): разд. «Уничтожение восприятия условных имен (
цзя мин синь)» — 12 гл.; разд. «Уничтожение восприятия дхарм» — 1 гл.; разд. «Уничтожение восприятия пустоты» — 1 гл.
5-я часть — «Истина о пути» (155–202 гл.) — рассказывает о «благородном Восьмеричном пути»: разд. «О самадхи (
саньмэй)» — 18 гл.; разд. «О десяти размышлениях» — 8 гл.; разд. «О предметах самадхи» — 8 гл.; разд. «О мудрости» — 14 гл.
Согласно представлениям «Чэн ши лунь», абсолютная истина отождествляется с нирваной и рупа-дхармами (кит.
сэ, т.е. дхармами, благодаря к-рым возникает то, что воспринимается как «чувственное»). Она достигается путем совершения «27 деяний», гл. обр. через медитацию и соблюдение обетов. Праджня (
божэ, см.
Божэ-сюэ) здесь лишь средство для овладения абс. истиной. Шунья (
кун [
1]) рассматривается как отсутствие реального существования, относится к области феноменального, к миру относит. истины. Т.о., учение «Чэн ши лунь» представляет собой своеобразный компромисс между сарвастивадой и праджняпарамитой (
божэ боломидо), некий переходный мостик между двумя направлениями, попыткой соединить хинаяну (
сяо шэн) с махаяной (
да шэн).
Распространившись в Японии, «Чэн ши лунь» изучался в школе дзёдзицу, где излагался гл. обр. адептами санрон, по-видимому с пропедевтич. целями, т.е. его изучали только для того, чтобы впоследствии опровергнуть.
Литература: Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэцзун даи (Догматика всех буддийских школ). Тайбэй. 1973; Чжунго фо-цзяо тай гуань (Исследования по китайскому буддизму). Пекин, 1996.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 734-735.