靈寶派 «школа духовной драгоценности». Направление
даосизма, зародившееся в конце эпохи Вост. Цзинь (кон. IV — нач. V в.). Название восходит к термину
лин бао — «духовная драгоценность», обозначающему в даосском трактате
«Тай пин цзин» высшую духовность, и отражает стремление к полноте совершенства
дао, «небесным» аспектом к-рого выступает
лин [
1] («дух»);
бао [
1] («драгоценность») выражает «земное начало». Основы вероучительной доктрины
линбао-пай изложены в соч. Гэ Чао-фу (потомка
Гэ Хуна) «Лин бао цзин» («Канон духовной драгоценности»). Окончательное оформление учения
линбао связывают с именем Лу Сю-цзина (V в.). Гл. объектом поклонения
линбао-пай стала триада высших сил, впоследствии получившая название
шанцин-пай, делавшей упор на сложные методы индивидуального самосовершенствования, но тяготение к этической дидактике обеспечило
линбао-пай большее число сторонников. Писания
линбао-пай стали одним из осн. источников свода даосской литературы
«Дао цзан». В XIII–XIV вв. слилась со школой
Чжэнъи-дао.
См. литературу к ст.:
Буддизм.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 492.