顧憲成, 17.9.1550, Уси пров. Цзянсу, — 21.6.1612. Кит. философ-неоконфуцианец (см.
Неоконфуцианство), основатель дунлиньской школы (
дунлинь-сюэпай). Получив в 1580 высшую ученую степень цзинь ши, занимал рад высоких постов. В 1594 уволен и разжалован, в 1602 восстановлен в званиях, но на службу не вернулся. В 1604 воссоздал академию Дунлинь (дунлинь-шуюань). Принадлежал к третьему поколению последователей
Ван Ян-мина, однако подвергал критике не только наиболее радикальных, склонявшихся к
даосизму и
буддизму, вступавших в конфронтацию с офиц. идеологией янминистов тайчжоуской школы, но и самого Ван Ян-мина за признание им «сущности (ти [1]) сердца», лишенной добра и зла, и за учение о спонтанности (у [4]) нравственного чувства. Гу Сянь-чэн из тезиса
Мэн-цзы (IV–III вв. до н. э.) о доброте (шань [2]) «[индивидуальной] природы» (
син [1]) человека выводил положение о наличии добра в «сущности сердца». Вслед за
Чжу Си (XII в.) отстаивал воспитуемость (сю [1]) нравственного чувства, вместе с тем гл. условием его развития, подобно
Чжоу Дунь-и и Ян Ши (XI в.), считал медитативное состояние самоуглубленного «покоя» (цзин [2]; см.
Дун - цзин), т. е. выступал за нравственное саморазвитие.
Источники:
Гу Дуаньвэнь-гун и шу (Произведения Гу [Сянь-чэна, получившего посмертное имя князя] Основополагающей культуры). [Б.м.], 1877 (1-е изд. — ок. 1698).
Литература:
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 84; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 397–399, (см. указатель).
См. также лит-ру к ст.
Дунлинь-сюэпай.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.215.