韋陀,
Вэйтокит. транскрипция санскр. Veda — Веда. В китайской буддийской мифологии небесный воитель, хранитель монастырей и Учения (Закона)
Будды. Первоначально Веда — сын Шивы и Агни, один из восьми полководцев, возглавляющих небесное воинство четырех небесных царей, хранителей небесных врат по четырем сторонам света. Упоминается в «Махапаринирвана-сутре» и в «Суварнапрабхаса-сутре» (
«Цзинь гуан мин цзин»). Веда выступает также как демон, насылающий детские болезни и охраняющий от старения. Представляется как самый мощный из восьми полководцев, охраняющий южную сторону. Веда особую популярность под именем Вэйто приобрел в Китае, выделившись среди остальных. В «Жизнеописании наставника по Трипитаке из обители Даэньсы» (т.е.
Сюань-цзана) упоминается как предводитель демонов и духов, которому Будда Шакьямуни перед уходом в нирвану велел хранить Закон. В «Записях о прозрении наставника Дао-сюаня» (VII в.) описан как военачальник, изгоняющий бесов и бесовок и вливающий в монахов новые силы, освобождая их от сомнений. Помогает всем живущим избавиться от страданий и обрести путь к истине. Начиная с VII в. во всех кит. храмах у входа воздвигались его статуи как стража Закона и обители. Изображается в латах и шлеме, сложенные вместе руки прижимают к плечам горизонтально расположенный меч. В описаниях Вэйто подчеркивается его стремительность при преследовании злых духов. В пару ему может располагаться любой другой дух — хранитель обители или
бодхисаттва Гуань-инь в грозном обличье.
Литература: Мотидзуки Синко. Буккё дайдзитэн (Энциклопедия буддизма). Токио, 1963, с. 125–126.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 411.