楊朱,
Ян ЧжуЯн Цзы-цзюй, Ян Шэн. Даты жизни: между 440–334 до н.э. Уроженец царства Вэй. Философ, представитель раннего
даосизма. Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Происходил предположительно из бедной крестьянской семьи. Много путешествовал по древнекит. царствам, имел большое количество сторонников и учеников. Соч. не оставил (или они утеряны). Сведения о его взглядах и фрагменты суждений приводятся в памятниках IV–II вв. до н.э. — у
Мэн-цзы,
Чжуан-цзы, в
«Хань Фэй-цзы»,
«Люй-ши чунь цю» и
«Хуайнань-цзы». В
«Ле-цзы» содержится компактная глава 7 «Ян Чжу», в к-рой приводятся беседы и рассуждения философа. По поводу ее аутентичности существуют различные т.зр., однако большинство отечеств. ученых считает ее интерполяцией в текст «Ле-цзы», к-рая была составлена его учениками после смерти учителя в IV–III вв. до н.э. и содержит достоверные сведения о его взглядах.
Ян Чжу вошел в историю кит. философии как блестящий полемист, философ-атеист, «вольнодумец», непримиримый противник
конфуцианства, проповедовавший «естественное» развитие человека, не стесненное социальными, этич. или политич. рамками. Основу филос. взглядов Ян Чжу составляет идея «естеств. бытия» человека. Человек — неотъемлемый элемент природы, ее продукт, отличающийся от прочих «вещей» (
у [3]) лишь разумом: «Человек подобен Небу (
тянь [1]) и Земле... Человек является самым разумным [среди всех существ], наделенных жизнью... Поэтому он согласно своей природе полагается на разум, а не опирается на силу». Восприятие мира через органы чувств определяет отношение человека к внеш. миру. Подавлять это естеств. восприятие мира вещей — значит подавлять «природу человека».
Ян Чжу первым из кит. мыслителей отверг существование целенаправленной «воли Неба». Человек живет и умирает в силу «естеств. необходимости», к-рую он называет «судьбой/предопределением» (
мин [1]). Человек смертен, его жизнь конечна. «То, что делает все вещи разными, — это жизнь, то, что делает их одинаковыми, — это смерть... В смерти существует тождество — это тождество смрада и разложения, исчезновения и уничтожения... При жизни это [совершенномудрые]
Яо и
Шунь (
шэн [1]), после смерти это — разложившиеся кости... Поэтому следует наслаждаться, пока живы». Призыв к «наслаждению жизнью» — второй принципиальный тезис учения Ян Чжу. По поводу его конкр. содержания исследователи расходятся во мнениях. Наиболее часто Ян Чжу обвиняется в крайнем индивидуализме и гедонизме. Конф. традиция приписывает ему высказывание: «Я не вырвал бы и волоска, чтобы принести пользу Поднебесной». Это обвинение первым бросил конфуцианец
Мэн-цзы, соединив с инвективой другой популярной «крайности» - асоциальному альтруизму
Мо-цзы. Сопротивляясь распространению подобного радикализма, Мэн-цзы, видимо, намеренно исказил смысл слов Ян Чжу. Последний в беседе, приведенной в «Ле-цзы», говорит о подобном высказывании легендарного персонажа Бочэн Цзы-гао, к-рое он в принципе одобряет и поясняет свою позицию след. образом: «Люди древности не соглашались вырвать у себя даже один волосок для пользы Поднебесной, но они и не брали всего что только можно от Поднебесной для себя лично. Никто из людей не лишался ни единого волоска; никто не приносил пользу Поднебесной, а она между тем пребывала в состоянии порядка... Миру, безусловно, не помочь одним волоском». Т.о., речь у Ян Чжу идет не о теории «всё для себя» (см.
Вэй [1]), а о бессмысленности мелких жертв, к-рые не изменят положения дел в Поднебесной.
Обвинение Ян Чжу в крайнем гедонизме также представляется преувеличением. Философ призывал лишь к наслаждению радостью жизни, имея в виду, что после смерти наступает «безразличие». Но и тут он выступал против крайностей: «И красотой [женщин], и вкусом [пищи] нельзя [наслаждаться] постоянно: приедаются; звуками и красками нельзя развлекаться постоянно: пресыщаешься». Бесполезной считал Ян Чжу и жажду славы, поскольку «истинное не обладает славой, а обладающее славой не обладает истиной». Приводя в пример «людей глубокой древности», он говорил, что они, зная, что «в жизнь постепенно приходят, а в смерть постепенно уходят, действовали, подчиняясь [порывам своего] сердца, а не шли против своих естеств. страстей».
Исходя из своей концепции «разумного, естественного наслаждения жизнью», Ян Чжу считал бесполезной деятельность «совершенномудрых» правителей древности и самого
Конфуция, у к-рых при жизни «не было ни одного радостного дня», а посмертная слава им была уже не нужна. Учение Ян Чжу было предано анафеме конф. ортодоксами, а глава «Ян Чжу» объявлена поздней подделкой. Взгляды Ян Чжу оказали заметное влияние на последующее развитие материалистич. тенденций кит. философии. «Ян Чжу» в составе и всего памятника «Ле-цзы» переведен на англ. (A.C.Graham, 1960) и рус. яз. (Л.Д. Позднеева, 1967; С.Кучера, 1972; В.В.Малявин, 1995).
Источники: Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967;
Ян Чжу // Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972; The Book of the Liehtzu/ Tr. By A.C.Graham. L., 1960.
Литература: Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966, с. 120–138;
Петров А.А. Ян Чжу — вольнодумец Древнего Китая // Советское востоковедение. М.–Л., 1940;
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998;
Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984, с. 90–101;
Forke A. Young Chu’s Garden of Pleasure. L., 1912;
Graham A.C. The Dialogue between Yang Yu and Chuantzy // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1959. Vol. 22/2.
См. также лит-ру к ст.
«Ле-цзы».
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 644.