宇宙 пространство–время, вселенная, космос, универсум. Категория кит. философии и культуры, выражающая идею единства пространства и времени как атрибутов Вселенной, а также ее субстанциальности и структурной упорядоченности. Осн. совр. значение слова
юйчжоу — космос. Этимологически восходит к обозначению двух перпендикулярных балок в основании кровли. У
Чжуан-цзы (IV–III вв. до н.э.) толкования понятий
юй и
чжоу сопряжены с пониманием
дао как пространственно-временной сущности. Словом
юй им выражена пространственная беспредельность («[то, что] имеет реальность, но не пребывает в [конкретном] месте»), а
чжоу — временнáя безграничность («[то, что] имеет протяженность, но не имеет корня и верхушки», т.е. конца и начала) (
«Чжуан-цзы», гл. 23). В «канонической» (
цзин [1]; см.
Цзин - вэй) части
«Мо-цзы» (V–III вв. до н.э.) слово
юй выступает обобщающим назв. пространства как «[совокупности] всех различных местоположений» (гл. «Цзин шан»). Категория, сопоставимая с выражением пространственно-временного континуума, впервые представлена в «Мо-цзы» словосочетанием
юй ту цзю («длительность последования в пространстве»), где «последование в пространстве» (
юй ту) подразумевает последовательные физич. перемещения, события-движения, а «длительность» (
цзю) — протяженность последовательной смены событий-движений во времени (гл. «Цзин шо ся»).
В
«Гуань-цзы» (IV–III вв.) субстанциальная «заполненность» и упорядоченность универсума подчеркивается определением пространства и времени словосочетанием
чжоу хэ («время и [пространственная] соединенность»), в к-ром иероглиф
хэ [
3] (соединение, совпадение) подразумевает «шесть соединений» (
лю хэ) — формулу взаимной скоординированности превращений (
хуа) мировых субстанций в пространстве («четыре стороны света, верх и низ»). Понятие
чжоу хэ здесь определяется как некая «сеть», улавливающая Небо и Землю (см.
Сань цай), к-рые в свою очередь являются «сетью» для «тьмы вещей» (
вань у; см.
У [3]).
Термин
юй чжоу интегрировал смысловые оттенки синонимичных ему предшествовавших понятий. Он стал применяться в филос. контексте начиная с
«Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), где
юй [
2] прямо определено как «четыре стороны света, верх и низ», а
чжоу — как «минувшая древность и приходящая современность» (XI, 12). Там же
юй чжоу соотнесено с идеей единотелесности Вселенной: Небо и Земля, а также
юй чжоу сравниваются с «телом одного человека» (VII, 115). Выраженная в этом сравнении идея гомоморфизма макро- и микрокосма стала определяющей в традиционной кит. философии и науке.
Литература:
Еремеев В.Е. О древнекитайской пространственно-временной модели мира // XX НК ОГК. Ч. 1. М., 1989;
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983, с. 162–163;
он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, с. 304 – 306, указатель;
Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, с. 33.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 638-639.