成實宗,
чэнлунь-цзун,
чэн-цзун — «школа “[Шастры] постижения истины”». Одно из направлений китайского
буддизма. Назв. - от имени основного и единст. канонического для этой школы трактата инд. мыслителя Харивармана (Хэлибамо)
«Чэн ши лунь» («Шастра о постижении истины» - «Сатьясиддхи-шастра»). О Харивармане известно, что он жил между 250–350, происходил, вероятно, из семьи брахманов. Трактат, единств. из дошедших до нашего времени его соч., сохранился только в кит. переводе, выполненном
Кумарадживой (Цзюмолоши) в 411–412, т.е., самое позднее, спустя 140 лет после предполагаемого времени написания. В
«Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов») Хуй-цзяо отмечается, что перевод «Чэн ши лунь» Кумараджива выполнил в монастыре Да-сы в Чанъани по просьбе военачальников Яо-сяня и Яо-суна.
Чэнши-цзун была известна также под назв.
цзямин-цзун («школа условных имен»),
чэнши-ши («наставники по “Чэн ши [лунь]”»),
чэншилунь-ши («наставники по шастре „Чэн ши лунь“»),
чэнши-дашэн-ши («наставники махаяны по “Чэн ши [лунь]”»),
наньфан-чэнши-ши («наставники южной “Чэн ши [лунь]”»),
хэли-мэнь-жэнь («последователи Хари[вармана]»),
пэн-мэнь («сокровенное учение»),
сяошэн-кун-цзун («школа пустоты-шунья по хинаяне»). Получила распространение в Чанъани, Шоучуне, Сюйчжоу, Цзянье, Еду, Пинчэне, Цзиньчжоу, Гуанчжоу, Ичжоу, Бохае, Сучжоу и т.д.
Сведения о школе содержатся в буд. историографич. трактатах: «Гао сэн чжуань», «Сюй Гао сэн чжуань» («Продолжение Жизнеописаний достойных монахов») Дао-сюаня и др.
Традиционно первым патриархом
чэнши-цзун считается Кумараджива, хотя основание школы в Китае возводят к 250. От Кумарадживы линия преемственности ведет к Тань-ину и Сэн-жую. Сэн-дао 导в Шоучуне (совр. Шоусянь в пров. Аньхой) и Сэн-сун в Пэнчэне (совр. Сюйчжоу в Цзянсу) основали в V в. две большие школы по изучению «Чэн-ши лунь»; их и следует считать подлинными основателями
чэнши-цзун.
Учениками Сэн-дао были Тань-цзи, Дао-мэн (411–475), Сэн-чжун (430–489), Дао-хуй (451–481), Фа-чун (451–524), Хуй-кай (469–507), Хуй-юн (469–507), Дао-лян (400–468), Чжи-линь (409–487).
При дин. Сев. Вэй (386–534) патриархами «северной» школы были Тань-ду (?–489), Хуй-цзи, Дао-дэн (412–496), Хуй-цю (431–504).
Патриархи «южной» школы (479–502): Сэн-чжоу (431–494), Хуй-цы (434–494), монахиня Фа-шэнь (430–503).
При дин. Лян патриархами были Фа-юн (467–529), Бао-хай (492–571), Сэн-минь (467–527), Хуй-шао (455–508). Последним патриархом
чэнши-цзун в Китае был Чэнь-су (572–643).
В трактовке ряда буд. категорий и концепций
чэнши-цзун занимает промежуточное положение между филос. направлениями тхеравады (хинаяны,
сяо шэн) и махаяны (
да шэн), что позволило сделать предположение о достаточно раннем распространении учения этой школы. Сторонники такой т. зр. считают, что япон. аналог
чэнши-цзун — дзёдзицу была первой буд. школой в Японии.
«Пустота» (шунья,
кун [1]) — одна из центр. категорий учения
чэнши-цзун. «Пустыми» признаются не все дхармы (
фа [1]), а те, к-рые только кажутся реальными и обозначаются как «носящие условные имена» (
цзя мин).
Поскольку в классификации Харивармана насчитывается 84 разновидности дхарм, в отличие от 75 у сарвастивадинов и 100 у виджнянавадинов, можно предположить, что в «Сатьясиддхи-шастре» нашел отражение какой-то промежуточный этап разработки теории дхарм.
Истинно сущими Хариварман считает рупа-дхармы (
сэ фа) и нирвану (
непань), вместе образующие понятие «абсолютной истины» (парамартха-сатья,
чжэнь ди). Понятие «относительной истины» (самврити-сатья,
су ди,
ши ди) охватывает дхармы, относящиеся к классу «психического» (нама,
мин [2]), противопоставленного классу «чувственного» (рупа,
сэ). Хариварман резко отделяет чувственное от психич., абс. истину от относительной. В отличие от адептов школы
саньлунь-цзун, полагавших, что «абсолютная истина» является средством для достижения нирваны, но еще не самой нирваной, у Харивармана нирвана уже как бы содержится в рупа-дхармах. «Две истины» (
эр ди) в
чэнши-цзун, по существу, автономны, и «относительная истина» попросту отбрасывается, когда достигнута «абсолютная». В
саньлунь-цзун и др. школах «две истины» составляют неразрывное единство, одна немыслима без другой.
Поскольку есть веские основания считать, что Хариварман жил намного позже основателей мадхьямики Нагарджуны (Лун-шу, сер. II — сер. III в.) и его ученика Арьядевы (Шэн-типо), то особенности учения
чэнши-цзун, выделяющие его среди др. буд. школ, следует воспринимать как попытку создать компромиссную доктрину, способную преодолеть раскол между тхеравадой и махаяной. Разделяющие такую т. зр. «правоверные» махаянисты должны были воспринимать философию
чэнши-цзун как отход от истины и искажение. Именно так относился к
чэнши-цзун основатель
саньлунь-цзун Цзи-цзан, подвергший подход Харивармана резкой критике. Впоследствии «Чэн ши лунь» изучалась в
саньлунь-цзун исключительно в пропедевтич. целях, и знатоки трактата, считавшиеся продолжателями традиции
чэнши-цзун, были выходцами именно из этой школы, что позволило считать
чэнши-цзун дочерней школой
саньлунь-цзун, особенно в Японии.
Несмотря на свою краткую историю (V–VII вв.) и небольшое влияние, школа
чэнши-цзун (дзёдзицу) тем не менее оставила свой след в истории кит. и япон. буддизма. В частности, ее учение о пустоте и рупа-дхармах, тождественных Абсолюту, нашло отражение в философии
чань-буддизма (
чань-цзун). В определ. степени взгляды
чэнши-цзун созвучны представлениям школы
вэйши-цзун и могли повлиять на их формирование.
Значение основателя школы Харивармана в истории буддизма заключается в том, что он одним из первых предпринял попытку объединить два осн. направления в буддизме и создать в нем единое филос. учение. Его попытка не нашла должного отклика на родине, в Индии, но его усилия получили продолжение в Китае, где задача создания единого буд. учения также оказалась актуальной, поскольку буддизму приходилось противостоять как сильным конкурентам - конфуцианству и даосизму. В едином учении были также заинтересованы те правители в Китае и Японии, к-рые ориентировались на буд. идеологию и политич. теорию. Поэтому можно предположить, что в послед. попытках создать единую всеобъемлющую филос. систему, как, напр., в
хуаянь-цзун, сказался опыт Харивармана и теоретиков
чэнши-цзун.
Литература: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1988; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994;
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991
; Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism. L., 1955;
Yamakami S. Systems of Buddhistic Thought. Callcutta, 1912;
Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань-бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма в [эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий). Т. 1–2. Пекин, 1963;
Фанчу Баньчжунсинь. Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1996; Фо-сюэ да цыдянь (Большой словарь буддизма). Пекин, 1984;
Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэцзун даи (Догматика всех буддийских школ). Тайбэй. 1973; Чжунго фо-цзяо тай гуань (Исследования по китайскому буддизму). Пекин, 1996.
См. также ст.
Чэнши-лунь.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 735-737.