仙學 «учение о бессмертии». Одна из важнейших доктрин
даосизма, аспект даос. теории и практики «вскармливания жизни» (
яншэн-сюэ), к-рая в европ. лит-ре иногда именуется макробиотикой и в целом ассоциируется с «даос. алхимией» (
дань [
3]). Эти даос. искусства, тесно связанные с традиц. медициной, предполагали в качестве конечного результата достижение телесного бессмертия. Адепты, достигшие искомого состояния, назывались «бессмертными» (
сянь [1] или
шэнь сянь). Нек-рые из «бессмертных» получили необычайную популярность в фольклорной традиции и стали темой бесчисленных произведений словесного и изобразит. искусства. Таковы, напр., знаменитые «восемь даос. бессмертных» (
ба сянь), большинство из к-рых преданием возводятся к реальным историч. прототипам. Предполагалось, что «бессмертные» живут в уединении, чаще всего в глубине гор, лишь время от времени вступая в контакт с людьми, особенно при необходимости передать кому-нибудь достойному свое тайное знание, иногда обозначаемое термином
сянь-сюэ, к-рый может быть истолкован и как «наука достижения бессмертия», и как «наука бессмертных мудрецов».
В более узком смысле под
сянь-сюэ иногда подразумевают совокупность алхимич. практик, к-рые в традиции подразделялись на «внешние» (
вай дань), связанные с приготовлением «эликсира бессмертия», и «внутренние» (
нэй дань), имеющие целью замещение с помощью спец. упражнений смертного тела адепта на бессмертное: последнее постепенно «выращивается» из некоего «зародыша», создаваемого внутри первого при помощи особой психотехники. Считается, что
сянь-сюэ как последовательное вероучение сформировалось в общих чертах в IV–III вв. до н.э. на территории древних царств Янь и Ци в среде магов (
фан ши) и даосов (
дао жэнь), в основном занимавшихся целительством. Нек-рые фрагменты «Чжуан-цзы» (см.
Чжуан-цзы) и чуской поэзии («Чуские строфы» — «Чу цы») свидетельствуют о том, что в царстве Чу существовал свой вариант «шаманизма», лишь отчасти сходный с практикой др. эзотериков. Поисками путей к бессмертию активно интересовались правители ранних империй, напр.
Цинь Шихуан-ди и
ханьский император У-ди, о магах-советниках к-рых сохранились довольно подробные сведения в
«Ши цзи» («Исторические записки»)
Сыма Цяня (цз. 6, 12). В танскую эпоху увлечение нек-рых императоров даосизмом привело к дальнейшему развитию культа «бессмертных» и их искусств, что, в частности, выразилось в их своеобразной специализации. Так, стали различаться «земные бессмертные» (
ди сянь), в основном обитающие на горе Куньлунь в обществе «Хозяйки Запада» (Си-ванму), «небесные бессмертные» (
тянь сянь), живущие на небесах и превосходящие всех других своими способностями, «люди-бессмертные» (
жэнь сянь), занимающиеся созерцанием и свободные от земных соблазнов, но еще не достигшие бессмертия, собственно «гении-бессмертные» (
шэнь сянь), пребывающие на о-вах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу в Восточном море (с ними искал встречи Цинь Шихуан-ди), и, наконец, «демоны-бессмертные» (
гуй сянь), неприкаянные души казненных преступников, утопленников и лиц, не оставивших потомства, ведущие призрачное существование и порой представляющие опасность для людей. «Бессмертным» посвящена обширная лит-ра, в т.ч. одно из наиболее известных — «Жизнеописания святых-бессмертных» («Шэнь сянь чжуань»)
Гэ Хуна, в к-ром приведены биографии более 80 персонажей. В этих популярных историях «бессмертным» приписываются самые разнообразные чудесные способности: они владеют искусством превращения, умеют летать, используют драконов в качестве ездовых животных, опускаются на морское дно, питаются «изначальным эфиром („пневмой“-
ци [1])». Они обладают необычной внешностью, но иногда любят затеряться среди простого люда. Тесное переплетение в этих историях вымысла и реальности придает им удивительную жизненность, редкую в агиографич. лит-ре. Несмотря на легендарный колорит, рассказы о «бессмертных», безусловно, имеют и аспекты, достойные внимания историков науки.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 422.