Сун Чан-гэн. 1587, уезд Фэнсинь, совр. пров. Цзянси – 1661/1666. Изв. ученый и мыслитель. Его дед Сун Цзин (ум. 1547) перед смертью возглавлял цензорат (1546–1547), старший брат Сун Ин-шэн, в 1615, как и Сун Ин-син, получивший среднюю ученую степень цзюй жэнь (см.
Кэ цзюй), был мером Гуанчжоу/Кантона. Сун Ин-син шесть раз участвовал в столичных экзаменах в Пекине на высшую ученую степень, но так и не стал «продвинутым мужем» (цзинь ши), после чего сосредоточился на практических вопросах. Много путешествовал по стране для сбора сведений о с.-х., промышленности, экономике и политике. В 1635–1638 преподавал в школе уезда Фэньи (Цзянси). В 1638 назначен судебным интендантом округа Тинчжоу (Чантин) пров. Фуцзянь, где прослужил до 1640. С 1641 управлял округом Бочжоу пров. Аньхой. После свержения маньчжурами дин. Мин в 1644 отошел от дел и дома вел жизнь отшельника. Написал более десятка кн., из которых сохранились только пять: «Е и» («Неофициальные обсуждения»), «Лунь ци» («Суждения о пневме-
ци [1]»), «Тань тянь» («Беседы о небе»), «Сы лянь ши» («Поэма о замыслах и сожалениях») и «Тянь гун кай у» («Раскрытие [природных] вещей, явленных небом», «Использование даров неба/природы»). Первая создана в 1636, остальные – в 1637. Утрачены такие произведения, как, вероятно, фонологическое «Хуа инь гуй чжэн» («Возвращение к правильному начертанию звуков»), «Мэй ли цзянь» («Объяснение великой пользы»), «Чжи янь ши чжун» («Десять замысловатых речей») и др.
В «Е и» выражены гл. полит. и экономические взгляды Сун Ин-сина, предлагавшего двору реформы для предотвращения кризиса в об-ве. Богатство создается производительными силами и деньги не должны быть его мерилом. Об-во достигнет благоденствия при большем производстве товаров потребления. В нек-рых положениях он сближался с Адамом Смитом. В работе по философии и естествознанию – «Лунь ци» – объясняется происхождение и существование всех вещей с помощью теории рождающейся из Великой пустоты (тай сюй; см.
Сюй) единой субстанции – пневмы (ци [1]) и структурирующих ее в телесные формы (
син [2]) сил
инь–ян и пяти элементов/стихий (
у син). Авт. говорит о сходстве между живым и неживым исходя из единства составляющей их пневмы-ци [1], близко подойдя к принципу сохранения материи. Он касался акустики и указывал, что распространение звука происходит за счет волноподобной вибрации воздушной среды. В «Тань тянь» Сун Ин-син писал о постоянной естественной изменчивости небесных объектов и критиковал трад. теорию, согласно к-рой солнечные затмения кореллятивно связаны с человеческими делами (см.
Астрология китайская). «Сы лянь ши» посвящена ценности человеческой жизни. Наиболее изв. и фундаментальная, в свое время не имевшая себе равных по охвату и систематизации сведений из разл. обл. культуры, науки, техники и производства, изданная впервые в 1637 кн. «Тянь гун кай у» представляет собой прекрасно иллюстрированную энциклопедию из трех цзюаней и 18 глав (пянь). Она включает 123 снабженных пояснительным текстом ксилографий и 33 разд. с детальным описанием сельского хозяйства, ремесел и промыслов: выращивания зерна, шелководства, ткачества, крашения, добычи соли, производства сахара, растительного масла и вина, керамического и фарфорового производства, обработки нефрита и металлургии, изготовления бумаги и чернил, добычи угля, судостроения и проч. Много внимания уделено техническим достижениям, и фактическим данным о металлах, солях, глинах, известняках, квасцах и др. видам производственного сырья, а также всему, что связано с разведкой, горной пром. и методами переработки полезных ископаемых. Часть текста и иллюстраций вошла в состав знаменитого компендиума
«Гуцзинь тушу цзичэн» («Полное собрание древних и современных изображений и писаний», 1726), но основной корпус кн. пропал, возможно, потому что содержал описание технологий чеканки монеты, производства соли и оружия, которые составляли государственную монополию. Она была популярна в Японии и Корее, благодаря чему экземпляр китайского издания сохранился в токийской библиотеке Сэйкадо и в 1771 и 1825 она уже увидела свет в Японии. Основываясь на японском издании Эда Масухидэ (1771) и др. публикациях, библиофил Тао Сян (1871–1940) в 1927 выпустил ее в Пекине и в 1929 переиздал с исправлениями, послесловием и биографией Сун Ин-сина, написанной известным ученым, геологом Дин Вэнь-цзяном (V.K. Ting, 1887-1936). В КНР ее опубликовали в Шанхае (1954, 1959), Цзинане (1976), Наньчане (1988), Чэнду (1989), на Западе начали изучать в XIX в.
Источники:
Сун Ин-син. Тянь гун кай у («Раскрытие [природных] вещей, явленных небом») / Коммент. Сюй Лин-тай. Цзинань, 1976; Сун Ин-сян сюэшу чжуцзо сы чжун (Четыре научных произведения Сун Ин-сяна) / Коммент. Ван Цзы-чэнь, Сюн Фэй. Наньчан, 1988.
Литература:
Фань Цзи-син. Тянь гун кай у цзяо чжу цзи яньцзю («Раскрытие [природных] вещей, явленных небом» со сверкой, комментариями и исследованием). Чэнду, 1989; Lu Lien-chê. Sung Ying-hsing // Eminent Chinese of the Ch’ing Period / Ed. By A.W. Hummel. Vol. 2. Washington, 1944, p. 690.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5.
Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 837-838.