三身,
санскр. трикая — «три тела [Будды]». Три ипостаси
Будды, выделяемые в
буддизме махаяны (
да шэн).
1) «Тело Дхармы (
фа шэнь; см.
Фа) — базисная ипостась Будды. «Тело Дхармы» безусловно-реально, его невозможно объективировать, поскольку оно не имеет пределов и поэтому безгранично в пространстве и времени; всепроникающе (нет места в пространстве, где хотя бы одно мгновение не присутствовало «тело Дхармы»).
2) «Тело воздаяния» (
бао шэнь). Это тело обретают
бодхисаттвы, ставшие буддами (т.е. им воздается за пройденный путь). Типичным примером будды в «теле воздаяния» является будда Амитабха (кит.
Амито-фо).
3) «Тело соответствия» (
ин шэнь). В этом теле Будда является в мир проповедовать свое учение (он возвестил Дхарму в облике человека, исторического Будды Шакьямуни, что «соответствовало» обликам слушавших его людей и делало его проповеди и поучения понятными и убедительными).
Имеется еще неск. толкований «трех тел» Будды
. «Тело воздаяния» интерпретируется иногда как «тело», в к-ром Будда является перед бодхисаттвами для их ободрения. В этом «теле» др. живым существам он не виден. Иногда второе «тело» называют «превращенным» телом, а «телом соответствия» в таком случае называют только Будду Шакьямуни, проповедующего людям. Иногда «превращенное» тело считается разновидностью «тела соответствия». В учениях нек-рых дальневост. буд. школ число осн. ипостасей Будды может быть больше трех, напр., в учении
хуаянь-цзун (япон. кэгон-сю) насчитывается десять «тел» Будды.
Литература: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987;
он же. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998;
Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, с. 112–198; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972;
Канаока Сюю. Дайдзё буккё (Буддизм махаяны). Токио, 1975; Japanese-English Buddhist Dictionary. Tokyo, 1979;
Stcherbatsky Th. The Central conception of Buddhism and Meaning of the Word “Dharma”. L., 1923.
По материалам
А.Н. Игнатовича
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 564.