Синология.Ру

Тематический раздел


Бань син бань цзо саньмэй

半行半坐三昧, «самадхи, [обретаемое] пополам через хождение и  сидение». Религ. практика погружения в самадхи (саньмэй), т.е. достижение просветления, являющаяся в рамках сотериологической доктрины школы тяньтай-цзун  одной из ступеней, ведущих к выявлению в себе природы будды (фо син). Предложена тяньтайским патриархом Чжи-и в контексте учения о чжи гуань (см. «Мо хэ чжи гуань»). Включает два вида действий.
 
1) «Самадхи, [обретаемое с помощью сутр для] широкого распространения» (фан дэн саньмэй). Цель данного вида практики — полное покаяние; акцент делается в первую очередь на ритуальных процедурах. Церемония проводится в одиночку или группой (до десяти человек) в четырех (в оптимальном варианте) помещениях: в гл. комнате (святилище), комнате для омовения и двух комнатах, использующихся как подсобные помещения.
 
При подготовке помещений для проведения ритуала стены, потолок и пол святилища сначала покрывают спец. благовонной мазью или благовонной грязью, затем окропляют «очищенной» водой и высушивают огнем. Посередине святилища устанавливают круглый алтарь, на нем — изваяния двадцати четырех «почитаемых» и зеркало. Над алтарем сооружается балдахин из ткани пяти цветов. Комната украшается флагами, на стены вешаются полихромные картины.
 
Эти и др. украшения должны создать в помещении райскую атмосферу «Чистой земли» (цзин ту). Перед алтарем для практикующего ставится низкий помост.
 
Покаяние начинается в 8-й или 15-й день месяца по лунному календарю. До назначенного дня его участники выполняют помимо перечисленных действий двадцать пять «требований», а также возносят моления божествам сна с просьбой явиться им во сне. Церемония начинается только после исполнения просьбы. Перед покаянием каждый участник делает подношения наставнику и затем исповедуется в грехах монаху — признанному авторитету в знании правил монашеской дисциплины. После этого приступающие к церемонии покаяния произносят магические форму­лы — дхарани (толони), и начинается сакральное действо, к-рое продолжается 7 дней (может длиться неск. месяцев или даже лет).
 
Практикующий три раза в день совершает полное омовение тела в ванной комнате, после чего надевает др. одежду и по пути в святилище совершает в двух вспомогательных комнатах очистительные процедуры. В святилище он или непрерывно ходит (совершая 120 кругов по помещению), или сидит. Стоять или лежать ему не разрешается. Во время ходьбы практикующий произносит дхарани. Сидя в «позе лотоса», он медитирует, причем объектами медитации являются «пустота» (кун [1]), «срединность» (чжун [1]), а также предметы украшения, находящиеся в помещении. Циклически повторяющееся действо проводится по следующей схеме: а) подношение даров «почитаемым» на алтаре, «бросание [на землю] пяти [частей своего] тела» перед алтарем (практикующий, опустившись на колени, склоняется, прикасаясь к земле пятью частями своего тела: руками, ногами и головой), акт «покаяния», принятие обетов и ритуальное омовение; б) хождение по святилищу с одновременным произнесением дхарани; в) «бросание [на землю] пяти [частей своего] тела» перед алтарем, покаяние, принятие обетов; г) медитирование в «позе лотоса»; д) хождение по святилищу с одновременным произнесением дхарани; е) медитирование в «позе лотоса».
 
Утром в первый день практики проводится церемония длительного повторения имени Будды (нянь фо), после чего делается подношение на алтарь цветами, благовониями, различными яствами и т. д., однако в последующие дни этой стороне практики уделяется меньшее внимание.
 
2) «Самадхи, [обретаемое с помощью сутры о] цветке Дхармы» (фа хуа саньмэй). Этот вид религ. практики, целью к-рой является очищение от грехов, подразделяется на два типа. Практика первого типа продолжается 21 день. Акцент в ней делается на чтении гл. XXVIII («Воодушевление бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость») «Лотосовой сутры» («Мяо фа лянь хуа цзин») при совершении ритуала «очищения шести корней» (т.е. пяти органов чувств и ментального органа). Практика второго типа называется «спокойные и радостные деяния», гл. внимание в ней уделяется чтению гл. XIV («Спокойные и радостные деяния») «Лотосовой сутры». Может продолжаться больше 21 дня.
 
В течение недели до начала церемонии практикующий выполняет помимо двадцати пяти «общих требований», еще пять «специальных»: а) признание в грехах; б) моления всем буддам с просьбой прийти в человеческий мир и проповедовать Учение/ Дхарму; в) восхваление добродетелей, к-рыми обладают живые существа; г) «мобилизация» всех своих достоинств на достижение состояния будды; д) принятие обетов бодхисаттвы (Пуса).
 
Во время проведения церемонии практикующему разрешается только сидеть и ходить. Во время хождения практикующий читает нараспев соответствующую главу «Лотосовой сутры», сидит же он в «позе лотоса» в полном молчании.
 
Согласно Чжи-и, практика первого типа, наиболее распространенная, проводится в двух комнатах — главной (святилище) и смежной с ней, предназначенной для медитирования в сидячем положении. В гл. комнате устанавливается алтарь, в к-ром помещаются свитки «Лотосовой сутры». Изваяния будд, их шариры (т.е. «святые останки» — зубы, кости) не ставятся, и к.-л. другие сутры не кладутся. Действо проводится в новой одежде, к-рую надевают при входе в комнаты и снимают, выходя из них.
 
Рано утром в первый день церемонии практикующий подметает и тщательно моет в комнатах пол, окропляет его благовонной водой и покрывает благовонной грязью. Затем ставит на алтарь масляную лампу, зажигает ее и воскуривает тонкие благовония. Церемония начинается с произнесения имени Будды и совершения подношений «трем сокровищам» (сань бао) Будде и бодхисаттвам. В др. дни подношения не делаются.
 
В течение двадцати одного дня практика совершается циклически шесть раз в сутки по следующей схеме: а) совершение подношений телом, речью и мыслью; б) восхваление «трех сокровищ»; в) «бросание [на землю] пяти [частей своего] тела» в честь того или иного будды; г) повторение формул покаяния для каждого из шести «корней»; д) заключительное восхваление «трех сокровищ» и произнесение формулы «трех возвращений» (к Будде, Учению/ Дхарме и сангхе).
 
Во время всех этих процедур необходимо добиваться визуализации бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость (кит. Пу-сянь, аналог санскр. Самантабхадра), сидящего на белом слоне с шестью бивнями и окруженного многочисленной свитой. Кроме того, в течение дня и ночи практикующий попеременно ходит вокруг алтаря, читая нараспев «Лотосовую сутру», и медитирует в смежной комнате в «позе лотоса».
 
Согласно Чжи-и, необходимо отчетливо произносить текст сутры, без замедления или спешки, фиксируя собственное внимание на читаемых предложениях. Ни в коем случае нельзя делать ошибки. Собственный голос должен восприниматься как эхо в ущелье. Необходимо научиться визуализировать значение каждой фразы.
 
Соотношение между объемом рецитации и медитирования в смежной комнате строго не регламентируется и определяется в зависимости от подготовки практикующего и его индивидуальных особенностей.
 
Второй тип «самадхи, [обретаемого с помощью сутры o] цветке Дхармы», носит «абстрактный» характер, поскольку большее внимание уделяется медитированию, объектом к-рого является «пустота» дхарм. В этом случае практикующий погружается в состояние, сходное, по-видимому, с состоянием «безмыслия» (кит. у синь), достигаемым в результате медитации в чань-буддизме (чань-цзун).
 
Источники:
Сэкигути С. Кайсэцу (Комментарии) // Мо хэ чжи гуань. Т. 1. Токио, 1975; Чжи-и (Тиги). Мо хэ чжи гуань (Мака сикан). Т. 1–2. Токио, 1975.
 
Литература:
Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Оно Т. Нихон-но буккё (Японский буддизм). Токио, 1961; Chen K. Buddhism in China. Princ., 1964; Hunitz L. Chih-i. An Introduction to the Life and Ideas of a Chinese Buddhist. Brux., 1962; Stevenson D. The Four Kinds of Samadhi in Early T’ien-t’ai Buddhism // Traditions of Meditation in Chinese Buddhism / Ed. by P. Gregory. Honolulu, 1986.
 
По материалам А.Н. Игнатовича

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 372-373.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.