«Суждения об уничтожимости духа». Трактат философа-материалиста
Фань Чжэня (V — нач. VI в.). Создан в кон. 80-х — нач. 90-х гг. V в. Опровергает буд. доктрину посмертного воздаяния и круга перерождений (санскр. сансара, кит.
лунь хуй), истолкованную кит. мыслителями того времени как идея «неуничтожимости духа» (
шэнь бу ме). Трактат вызвал широкий резонанс среди сторонников
буддизма и его противников, приведя к двум массовым дискуссиям. Первая состоялась предположительно при дворе цзинлинского [князя] Цзы-ляна (
Цзинлин Цзы-лян) на рубеже 80–90-х гг. V в. Вторая была организована по распоряжению
Лян У-ди — государя династии Лян (502–557) в 508–509. Текст «Шэнь ме лунь» сохранился в офиц. жизнеописаниях Фань Чжэня из «Лян шу» («Книга о [династии] Лян») и «Нань ши» («История южных [династий]»), а также в буд. антологии нач. VI в. «Хун мин цзи» («Собрание [сочинений], светоч [истины] распространящих», цз. 9). В первых двух памятниках он дается в форме диалога между «гостем» (кэ) и «хозяином» (чжу), состоит из их вопросов (вэнь юэ) и ответов (да юэ). В антологии к ним добавлены «реплики-возражения» (нань юэ), представляющие собой, судя по комментарию, запись выступлений оппонентов Фань Чжэня, сделанных в ходе дискуссии.
Автор: Кравцова М.Е.
Интерес к плохо сохранившемуся (4 эссе объемом менее 4 тыс. иероглифов) творчеству Фань Чжэня возобновился в КНР и возник в СССР в 50-е гг. ХХ в. в связи с официально мотивированными поисками истоков материалистической традиции в истории китайской философии. В этом идеологическом контексте Жэнь Цзи-юй опубликовал в 1957 перевод «Шэнь ме лунь» на совр. кит. яз., а в СССР почти синхронно появились два перевода на русск.: А.А.Петрова (1955) и Я.Б.Радуль-Затуловского (1957). На Западе изданы его переводы на нем. (S./É. Balazs, 1932), англ. (É. Balazs/H.M.Wright, 1964; Liu Ming-Wood, 1987) и частично на фр. яз. (P.Magnin, 1979).
Источники: Жэнь Цзи-юй. Фань Чжэнь Шэнь ме лунь цзинь и («Суждения об уничножимости духа» с современным переводом). Ханчжоу, 1957; Чжунго чжэсюэ цзыляо сюаньцзи. Вэй Цзинь Суй Тан бу (Избранные материалы по истории китайской философии. Раздел [эпох] Вэй, Цзинь, Суй, Тан). Пекин, 1990. Кн. 2, с. 633 – 644; Трактат Фань Чжэня «О смертности духа» / Пер. А.А.Петрова, предисл. Ян Хин-шуна // ВФ. 1955, № 6, с. 144 – 148; Радуль-Затуловский Я.Б. Великий китайский атеист Фань Чжэнь // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М., Л., 1957, № 1, с. 282 – 316;. Balazs S. Der philosoph Fan Dschen und sein Traktat gegen den Buddhismus // Sinica. Т. 7 (1932), S., 220 – 234; Balazs É. Chinese Civilization and Bureaucracy / Ed. A.Wright, tr. by H.M.Wright, New Haven–L., 1964, p. 255 – 276; Magnin P. La Vie et l`œuvre de Huisi (515 – 577): Les origins de la secte bouddhique chinoise du Tiantai. P., 1979, p. 146; Liu Ming-wood. Fan Chen`s Treatise on the Destructibility of the Spirit and its Buddhist Critics // PEW. Vol. 37, № 4 (1987), p. 402 – 428.
Литература:
Философская энциклопедия. Т. 5, М., 1970, с. 301 – 302; История китайской философии / Пер. В.С.Таскина. М., 1989, с. 243 – 258; Хоу Вай-лу и др. Чжунго сысян тун ши (Всеобщая история китайской мысли). Т. 3. Пекин, 1992, с. 373 – 403;Чэнь Юань-хуй. Фань Чжэнь ды у шэнь лунь сысян (Идеи Фань Чжэня в теории уничтожимости духа). Ухань, 1957; Ши Цзюнь. Фань Чжэнь // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пин чжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая). Цзинань, 1980, Т. 2, с. 443 – 488.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 635.