Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан-сянь

張仙, Чжан-сянь (народная картина нянь хуа)Чжан-сянь (народная картина нянь хуа)Святой/Бессмертный Чжан, Чжан-сянь-е (Святой старец Чжан), Сун-цзы Чжан-сянь (Дарующий сыновей Святой Чжан). В поздней китайской мифологии божество, дарующее мужское потомство. Культ его возник в пров. Сычуань и распространился по всему Китаю примерно с XI в. В древнем Китае существовал обычай по случаю рождения мальчика вывешивать на левой створке дверей [левая сторона считалась наиболее почетной и связывалась с мужским началом ян (см. Инь - ян)] лук, из к-рого потом стреляли в небо, землю и четыре стороны света, чтобы охранить ребенка от несчастья. Этот обычай долго сохранялся в Сычуани, где в ср. века перерос в культ Чжан-сяня, именуемого еще Чжан-гуном («Господин Чжан»; произносится так же, как чжан гун — «натягивать лук»). На народных картинах (нянь хуа ) обычно изображают Чжан-сяня в окружении пяти мальчиков, стреляющего из лука в Небесную собаку (тянь-гоу), летящую в облаках и желающую полакомиться мальчиком. Считается, что такие изображения имеют способность охранять сыновей от напастей. В Чжанхуа (пров. Фуцзянь) на нар. картинах его рисовали сидящим на коне, такие картины наклеивались на дверях и заменяли обычных духов дверей (мэнь-шэнь ). Фигурки Чжан-сяня ставились в спальне, а его стрела должна была быть направлена в сторону улицы. К нему обращались с молениями и женщины, не имеющие детей, т.к. считалось, что он приносит сыновей. В разных местностях моления ему устраивались в разное время. В Сычуани, где культ его был особенно распространен, 3-го числа 3-го лунного месяца устраивались жертвоприношения Чжан-сяню и приглашались актеры, чтобы порадовать святого интересным представлением. В качестве жертвоприношений использовалось только скоромное (Шанхай). Изображения Чжан-сяня встречаются и на ламаистских (монгольских, бурятских) иконах-танка.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Чжан-сяньЧжан-сяньСчитается, что Чжан-сянь — воплощение Мэн Чана (919–965, на троне 934–965), второго (и последнего) правителя Позднего Шу. Его отец, Мэн Чжи-сян (874–934), провозгласив в Сычуани гос-во Позднее Шу, пробыл на троне всего неск.месяцев. После его смерти шестнадцатилетний Мэн Чан принял бразды правления в свои руки. Когда основатель сунской дин. Чжао Куан-инь (927–976, Тай-цзу, на троне 960–976) подчинил себе Позднее Шу, он пленил Мэн Чана и перевез его в столицу, где даровал титул Чуского вана, но через семь дней Мэн Чан скоропостижно умер. Вместе с ним в Кайфэне оказалась и его любимая наложница, Хуа-жуй. Именно ей приписывают создание первого изображения Мэн Чана — стреляющего из лука (арбалета) в Небесную собаку — и начало его культа: Хуа-жуй повесила это изображение в своих покоях и возносила ему молитвы. Когда Чжао Куан-инь, увидев картину, спросил, кто изображен на ней, наложница отвечала, что это — святой Чжан, к-рому молятся на ее родине, в Сычуани, о ниспослании сыновей. Так, согласно легенде, возник культ Чжан-сяня.
 
Дальнейшее развитие его культа связано с именем сунского императора Чжао Чжэня (1010–1063, Жэнь-цзун, на троне 1022–1063), долгое время не имевшего наследников и увидевшего однажды во сне прекрасного отрока, к-рый сообщил императору, что все дело в собаке; необходимо прогнать ее, тогда и появится наследник престола. Отрок назвался Чжан-сянем и сказал, что сделать это может его изображение, к-рого она единственно и боится. Проснувшись, Жэнь-цзун немедленно повелел нарисовать Чжан-сяня, стреляющего из лука в Небесную собаку, и повесить это изображение в своих покоях. Хотя сын у императора так и не родился, культ Чжан-сяня получил дальнейшее распространение.
 
Описания явившегося во сне Чжан-сяня часто присутствуют в письменных памятниках. Его имя легенды связывают с появлением на свет нек-рых историч. личностей: напр., Чжан-сянь явился во сне Су Сюню (1009–1066), отцу известных литераторов Су Ши (1037–1101) и Су Чэ (1039–1112), непосредственно перед их рождением; в руке у него было две стрелы для лука. По этому поводу Су Сюнь сложил хвалебную оду.
 
В эпохи Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911) культ Чжан-сяня смешался с культом чадоподательницы Сун-цзы нян-нян. Именно в это время в религ. обиходе начинают появляться не только рисованные изображения Чжан-сяня, но и его скульптурные изваяния, к-рые со временем трансформировались в изображения любимой наложницы Чжана — Хуа-жуй. Постепенно храмы в честь Чжан-сяня превратились в храмы богини-чадоподательницы; фигура Чжан-сяня отошла на задний план, а гл. роль стало играть изображение Хуа-жуй. Эти храмы посещали гл. обр. женщины, совершая в них обряд «завязывания ребенка»: у статуи богини-чадоподательницы с соответствующими молитвами на нек-рое время оставляли спец. глиняную куколку (их обычно изготавливали даосы), называемую «старший брат»; после совершения обрядов куклу уносили домой, одевали и ставили в изголовье — она должна была призвать к себе брата младшего, т.е. желанного ребенка мужского пола. Если впоследствии действительно рождался ребенок, храму необходимо было сделать благодарственное подношение в виде таких же куколок. Этих куколок было принято навещать; считалось что и они растут, как дети (их снабжали соответствующими признаками «взросления»: подрисовывали усы и т.д.).
 
В наст. время отд. храмы, посвященные Чжан-сяню, практически не встречаются. Иногда ему посвящается часть иного храма; так, в г.Тяньцзине, в храме Си-мяо, есть «Палата Чжан-сяня».

Автор: Алимов И.А.
 
Литература:
Гомбоева А.Ш. Изображение Чжан-сяня в Бурятии (К вопросу о китайских образах и символах в буддийской иконописи) // Философия и история культуры: Национальный аспект. Улан-Удэ, 1992, с. 141–162; Хуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий). Т. 4. Шанхай, 1885, с. 285–288; Инь Вэй, Инь Пэй-жань. Чжунго миньцзянь су шэнь (Китайские простонародные божества). Куньмин, 2003, с. 180–187; Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Божества Китая). Пекин, 1988, с. 339–343; Му Чоу. Чжан-сянь// Шэнь-сянь шицзе (Мир святых-бессмертных). Шанхай, 1990, с. 810–811; Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Т. 2. Пекин, 1990, с. 972–976.
 
Сост. библ.: Рифтин Б.Л., Алимов И.А.

Чжан-сяньЧжан-сяньБожество, защищающее новорожденных сыновей и дарующее будущему ребенку природные, врожденные способности, создавая тем самым необходимые условия для его будущих успехов и процветания.
 
В одной из легенд образ Чжан-сяня возводится к даос. подвижнику Чжан Юнь-сяо, жившему в 1-й пол. X в., на юго-зап. Китая (пров. Сычуань). Перед тем как стать отшельником, он встретил на дороге некоего старца с луком и стрелами, к-рый сообщил ему, что он станет великим бессмертным (сянь [1]; см. также Сянь-сюэ). Предсказание старца сбылось, а полученные от него лук и стрелы Чжан-сянь стал использовать для защиты детей от злых сил. В науч. лит-ре высказывается версия, что образ Бессмертного Чжана восходит к древнему обряду родин, практиковавшемуся в эпоху Чжоу (XI–III вв. до н.э.) (см. Шэ [4]). Известно, что этот обряд дольше всего сохранялся в юго-зап. р-нах Китая. Сочетание «господин Чжан» (Чжан-гун) есть омоним выражения «сгибать лук» (чжан гун). Более того, графема «лук» входит в состав самого иероглифа чжан.
 
Имеются свидетельства распространения культа Чжан-сяня за пределы Сычуани и утверждения его в собственно кит. верованиях при Сев. Сун. Причем прежде всего он приобрел популярность в среде представителей чиновничества и образованной элиты об-ва. Широкую известность получила история о вещем сне сановника и литератора Су Сюня (1009–1066), к-рому привиделся Бессмертный Чжан, пообещавший ему выдающихся сыновей. Так, по преданию, появился на свет знаменитый деятель культуры (литератор, художник, теоретик эстетической мысли) Сев. Сун — Су Ши (Су Дун-по, 1036–1101). Судя по сохранившемуся стихотворному панегирику Су Сюня — «Чжан-сянь цзань» («Хвала Бессмертному Чжану»), уже в XI в. во мн. домах имелись изображения этого божества.
 
В эпоху Мин (1368–1644) культ Бессмертного Чжана утвердился во всех слоях населения. При Цин (1644–1911) по всей стране имелись посвященные ему святилища, а картинки, где он нарисован, стало принятым вывешивать в спальнях новобрачных. В святилищах, как правило, на стенах были также изображены Духи двенадцати созвездий, отвечавшие за рождение ребенка в каждом конкретном году и месяце. В др. иконографич. трактовках Святой Чжан предстает в виде гражданского чиновника, без лука, но по-прежнему с ребенком на руках, что делает его почти полным морфологическим аналогом Бога Счастья (Фу-шэнь). 
 
Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966 (по Указателю имен); Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004, с. 525–526; Ма Шу-тянь. Хуася чжу шэнь (Все боги китайцев). Пекин, 1988, с. 339–343; Му Чоу. Чжан Сянь // Шисянь шицзе (Мир богов и бессмертных). Шанхай, 1990; Cheng Man-chao. The Origin of Chinese Deities. Beijing, 1995, р. 39–46; Doré Н. Recherches sur les superstition en Chine. Shanghaï, 1911–1923.
 
Автор: Кравцова М.Е.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 714-716.

Авторы: , ,
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.