Синология.Ру

Тематический раздел


Фэй-лянь

от фэй — «летать» и лянь — «бескорыстный». В китайской мифологии один из богов ветра. В «Комментариях к „Книге вод“» Ли Дао-юаня (VI в.) Фэй-лянь описывается как существо с телом оленя, головой маленькой птицы, но с рогами, хвостом змеи и пятнами барса. В первые века н.э. Фэй-лянь, по-видимому, отождествился с другим богом ветра — Фэн-бо («дядюшка-ветер»). В астрологии рассматривался как дух, соответствующий циклическому знаку сюй [3] (одиннадцатая «земная ветвь» - ди-чжи, см. Гань-чжи) — северо-западу.
 
Литература:
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 40.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

В биноме фэй-лянь первым иероглифом иногда выступает пароним фэй [3], совмещающий общее значение «летать» с конкретными - «летучие насекомые, мошкара, кузнечик». В «Ли сао» («Элегия скорби»/«Скорбь отрешенного», рус. пер.: А.Ахматова, 1954) Цюй Юаня фэй-лянь описан как его спутник в полете по небесам. В «Хуайнань-цзы» (цз. 2) способность подобного же космического странствия с повелеванием божествами Лэй-гуном и Куа-фу, обладанием небесными феями Фу/Ми-фэй (Ло-шэнь), достижением «предельной пустоты» (чжи сюй, см. Сюй) и «края небытия» (ме ван чжи е) приписана даосскому святому – «истинному человеку» (чжэнь жэнь). Тем же биномом как именем собственным в древнекитайских текстах обозначен быстроногий посланец, согласно «Мо-цзы» (гл. 46), служивший сяскому Ци (сыну первопредка/императора Юя), а согласно «Ши цзи» («Исторические записки», цз. 5) Сыма Цяня – последнему шан-иньскому правителю Чжоу-синю.
 
Из историко-фонетической реконструкции Г.Шмитта (1963) следует, что в использовавшейся китайскими филологами со II в. транскрипционной системе фань-це («разрезание» двух иероглифов на инициаль и финаль со сложением из них третьего) бином фэй-лянь как имя бога ветра трансформировался в обозначение ветра – фэн [1], что, в свою очередь, уходило корнями в архаическую систему табуирования и субституции священных слов, в данном случае связанную с древнейшим тотемом «феникса», выражемого омонимом и омографом фэн [2] (см. Фэн-хуан).
 
Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 35; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 44; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. II / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2003, с. 16 – 17, 290 – 292.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, с. 92, 289, 463; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 418; Schmitt G. Der Wind als Phönix. Totem und Tabu // Mitteilungen des Institut für Orientforschung. B., 1963, Bd IX, Hf. 2/3, S. 385 – 386.
 
Автор: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 648-649.

Авторы: ,
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.