夸父 предположительно означает «Великан». Персонаж древнекитайской мифологии, связанный с миром мрака. Куа-фу считался внуком
Хоу-ту, правителя подземного царства. Куа-фу обитал на севере, на горе Чэндуцзайтянь, которую древние китайцы считали местонахождением входа в подземный мир. Куа-фу представляли в виде великана, из ушей к-рого свешивались две желтые змеи, в руках он сжимал еще по желтой змее. Однажды он побежал догонять солнце и настиг его в долине Юйгу, но его одолела жажда, и он выпил всю воду из рек Хуанхэ и Вэйшуй, но не напился и побежал к Большому озеру — Дацзэ, однако, не достигнув его, умер от жажды. По др. версии, Куа-фу принимал участие (возможно, как божество ветра и дождя) на стороне
Чи-ю в борьбе против
Хуан-ди и был убит драконом Ин-луном. Обе версии изложены в
«Шань хай цзине» («Канон гор и морей»). По мнению нек-рых ученых, Куа-фу — это целое племя великанов.
Источники:
Каталог гор и морей. М., 2004, с. 74, 83, 101, 129, 145, 156, 157.
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.;
он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 147–148.
Автор: Рифтин Б.Л.
По описанию
«Хуайнань-цзы» (цз. 2), Куа-фу (Выставляющийся/Вздымающийся отец, Хвастун, Отец Цветущего) – слуга Бога грома/Громовика (
Лэй-гун) с ушами до плеч. В «Хуайнань-цзы» (цз. 4), «Шань хай цзине» (цз. 8) и
«Ле-цзы» (гл. 5) приведен общий сюжет о брошенной им палке/посохе, из к-рой, а также из «жира и мяса» (гао жоу
膏肉) его трупа (ши [20]), выросла священная Роща Плодородия (Дэн-линь
邓林), отождествляемая с Персиковой Рощей (Тао-линь
桃林), растущей рядом с горой Куа-фу («Шань хай цзин», цз. 5). С учетом эрекционной семантики имени Куа-фу и несомненной фаллической символики «палки/рукоятки» (чжан [5]
杖) здесь видится отражение широко распространенного во всем мире мифа о кастрации «отца», приводящей к оплодотворению той почвы, на к-рой оно произошло (ср. с мифами об оскоплении Урана и Осириса). Согласно исследованию Э.М.Яншиной, Куа-фу (Отец Цветущего) – герой кит. варианта мифа об умирающем и воскресающем боге, генетически связанного с ритуальным убийством вождя/царя.
Источники:
Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, с. 87, 345; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 340; Философы из Хуайнани (Хуай-наньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 44, 82, 265, 297.
Литература:
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с. 95 – 105; Granet M. Danses et légendes de la Chine ancienne. P., 1926, р. 361 – 362.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 479.