Синология.Ру

Тематический раздел


Моло

(санскр. мара - «уничтожение», «смерть», «препятствие»), сокращ. мо (демон, бес, черт, наваждение, чары, колдовство, магия - неологизм сер. I тыс., возможно, составная калька исходно греч. «магейа» по методу фань це из иероглифов ма и гуй [1]), мо-ван (царь демонов), (мо-)босюнь (санскр. (мара-)папиян - «зловредный бес, дьявол, сатана»).
 
В будд. мифологии силы и существа, представляющие зло, смерть, страсти, препятствия духовному росту (мо чжан), особенно стремлению бодхисаттв (пуса) к просветлению/прозрению, порочные дела (мо ши), еретические пути (мо дао), демонические сферы (мо цзе, мо цзин) и воплощающиеся в разнополых бесов (мо минь, мо цзюнь, мо цзы, мо нюй). Делятся на 4 вида: демоны скоплений дхарм-фа [1] (скандха-мара, юнь/инь-мо, см. У юнь), демоны умственных помрачений (клеша-мара, фань-нао-мо), демоны смерти (мритью-мара, сы-мо), Небесный демон (Тянь-мо)/Демон божественных сыновей (Дева-путра-мара, Тянь-цзы-мо), т.е. собственно Мара (Моло, Мо-ван, Мо-босюнь, Мара-папиян), - владыка верхнего, шестого неба «мира желаний/страстей» (кама-дхату, юй цзе), искушавший Будду, сидевшего под деревом бодхи, и насылавший на него свое зверообразное воинство и своих соблазнительных дочерей.
 
Литература:
 Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. М., 2000, с. 551; Иконография ваджраяны. М., 2003, с. 174; Сутра о Бесчисленных Значениях… / Пер. А.Н.Игнатовича. М., 1998, с. 296, 491.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 525.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.