孔祀 «жертвоприношения Конфуцию». Комплекс нормативов, определяющих литургию в гос. святилищах
Конфуция (см.
Кун-мяо). Эти нормативы восходят к тем поминальным обрядам и ритуалам, к-рые исполнялись учениками и потомками Конфуция в поминальном святилище (на месте его погребения) и в семейных храмах. В ходе формирования гос. культа Конфуция, в литургию включались древние офиц. обрядовые акции, описанные в конф. канонич. лит-ре, в первую очередь в
«Ли цзи» («Записки о правилах благопристойности») и
«Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы»).
В окончательном виде правила
кун сы сложились в эпоху Мин (1368–1644) и утвердились при Цин (1644–1911). Жертвоприношения Конфуцию подразделялись на «великие» (
да цзи) и «малые» (
сяо цзи). «Малые жертвоприношения» исполнялись дважды в месяц в дни новолуния и полнолуния и носили в целом камерный характер. «Большие жертвоприношения» совершались дважды в год (традиция, установившаяся с эпохи Суй, 581–618): во 2-й и 8-й месяцы по лунному календарю, и строго в день, обозначаемый циклическим знаком
дин (см.
Гань чжи). Поэтому они обозначаются как
дин цзи («жертвоприношению [Конфуцию] в день
дин). Т.е. жертвоприношения Конфуцию были фактически включены в цикл календарных празднеств.
«Большие жертвоприношения» исполнялись по всей стране во всех имевшихся на тот момент святилищах Конфуция (
Кун-мяо) и учеб. заведениях, и представляли собой грандиозные церемонии, обязательно возглавляемые руководством соответствующих административно-территориальных подразделений. Для столицы лично императором или, в крайнем случае, специально посланным им сановником. В церемониях непременно должны были принимать участие все местные и гражданские чиновники руководящих рангов, а также учащиеся, к-рые и выполняли осн. черновую работу по их подготовке и проведению. Сценарий действия мог существенно различаться в зависимости от места его проведения. В столичных храмах (с участием императора и высших сановников) приносились «великие жертвоприношения» (
тай лао), предусматривавшие исполнения всего комплекса необходимых обрядов. Чиновники низших рангов приносили жертвы в гос. святилищах за день до
дин цзи. При совершении обрядов в школьных храмах и алтарях было разрешено ограничиваться приношением овощей (
ши цай) и не сопровождать службу ритуальными танцами и музыкой. Данная разновидность жертвоприношений Конфуцию опиралась на древний обряд
ши дянь («преподнесение кубка»).
Подготовка к проведению «большого жертвоприношения» начиналась с подготовки жертвенной пищи. Ее кол-во и способы приготовления также варьировались. Однако общими оставались требования, восходящие к древним ритуалам. Мясо и растения, предназначенные для жертвенной пиши, задолго до совершения обряда должны были быть отделены от остальных продуктов, предназначенных для повседневных трапез. В ритуальные блюда запрещалось добавлять к.-л. специи, изменяющие природный вкус продуктов. Все участники церемоний проходили через трехдневный пост: в течение двух дней придерживались «облегченного поста» (
сань чжай), за которым следовал однодневный «строгий пост» (
чжи чжай), за день до начало собственно жертвоприношения. Во время «облегченного поста» люди исполняли свои повседневные обязанности и дела, но должны были категорически воздерживаться от совершения определенных поступков: посещения больных, питья горячительных напитков, употребления в пищу мяса, интимных контактов с женщинами и сквернословия. В эти дни запрещалось также рассматривать уголовные дела и выносить приговоры, особенно смертные.
Литургия сопровождались музыкой и танцами, подчинявшимся древним регламентациям. Танцоры выстраивались в неск. рядов (
и) по восемь человек в каждом. Число рядов зависело от ранга человека, к-рому посвящалась служба. Начиная с I в. н.э., когда в литургию впервые были введены культовые музыка и танцы, и на протяжении послед. историч. эпох число этих рядов неск. раз изменялось в зависимости от посмертного титула Конфуция. Когда он почитался как
гун (князь, герцог — высший древний аристократич. ранг), в посвященных ему ритуалах полагалось участвовать 6 рядам танцоров. После возведения в титул
ван (царь), число рядов возросло до 8 (VIII–XV вв.). А в конце XV — начале XVI в. их число было доведено до 9. После реформ 1530 было окончательно определено 6 рядов (т.е. участие в литургии 48 танцоров). Соответственно изменялись состав и кол-во ритуальных муз. инструментов (бронзовых колоколов и каменных гонгов): от трех наборов колоколов в три ряда (
сянь сюань) до четырех рам в четыре ряда (
гунн сюань). Исполнялись исключительно музыка светского характера («гражданские муз. произв.»), что должно было отличить жертвоприношения Конфуцию от даос. и буд. литургии.
Жертвоприношения представляли собой красочное представление с определенным сценарием и расписанными ролями. Ранним утром в храмовой кухне проходила подготовка, разделка жертвенных продуктов. Вслед за первым ударом в барабан перед гл. воротами храма сжигали часть шерсти и крови жертвенных животных, дым был призван уведомить духов о том, что данные животные преподносятся им. Вслед за вторым и третьим ударом барабана церемониальная процессия, состоявшая из музыкантов, танцоров, чиновников, проводивших ритуал и др. его участников, через гл. ворота проходила в храм, все занимали свои места. Песнопения, исполнявшиеся во время жертвоприношений, были призваны ритуально оформить символич. присутствие почитаемого духа (
шэнь): его вход в храм (
ин шэнь), слияние с его поминальной табличкой, вхождение в состояние умиротворения, принятие жертвоприношений и возвращение на Небо после завершения церемонии. Тексты песнопений составлялись по образцу произведений древней антологии (и тоже конфуцианской канонич. книги)
«Ши цзина» («Канон поэзии»). Они были написаны древним, четырехсловным (по четыре иероглифа в строке) поэтическим размером. Каждое слово в песнопении сопровождалось ударом по бронзовому колоколу, а затем нефритовому гонгу, звук которых символизировал соответственно Мужское (
ян) и Женское (
инь) мировые начала. Песнопения и танцы сопровождали каждое действие, совершаемое перед поминальной табличкой: преподнесение шелка (аналог бумажных изделий в простонародных обрядах), воскурение ладана, чтение церемониальных записей (доклад о проведении церемонии, восхваление Конфуция), возложение на алтарь текста этих записей (
чжу вэнь), а затем преподнесение жертвенного вина и мяса. По окончании каждого из этих актов, исполнители обряда и участники церемонии совершали коленопреклонения и отбивали земные поклоны (
коу тоу). Затем произносили восхвалениями (
хэ), к-рые подхватывались музыкантами и всеми присутствующими. То же самое затем повторялось перед поминальными табличками высших персонажей конфуцианского пантеона (Четыре помощника, Десять мудрецов) и, после — всех остальных в соответствии с их местом в иерархии этого пантеона персонажей («достойные», «ученые» и т.д.). Все действия, кроме возложения на алтарь шелковых тканей и церемониальных текстов, повторялось трижды (
сань сянь). По завершению литургии участникам церемонии раздавалось жертвенное вино и жертвенное мясо (
цзо), чтобы они унесли их домой употребить их для совместной трапезы с членами своей семьи. После того, как участники церемонии покидали святилище, ритуальная посуда убиралась с алтаря. А шелковые полотнища и церемониальные тексты сжигались за пределами территории храма. Считалось, что вместе с дымом дух Конфуция покидает храм, что и являлось финальным аккордом жертвоприношения.
Таким образом, в
кун сы были искусственно сохранены древнейшие кит. ритуальные традиции, что также является одной из специфич. примет культа Конфуция.
Литература: Wilson T.A. Sacrificial and the Imperial Cult of Confucius // History of Religions. 2002.
Автор: Баргачева В.Н.
Литература: Афанасьев А.Г. [
Крылов, Куо Шао-тан]. Борьба против конфуцианства в период «движения за новую культуру» // Конфуцианство в Китае. М., 1982, с. 249 – 263;
Васильев Л.С. Культы, Религии, традиции в Китае. М., 1970, с. 209 – 213;
Грубе В. Духовная культура Китая. СПб., 1912, с. 120 – 130;
то же // Все о Китае. Сост. Г.И.Царев. Т. 2, с. 106 – 109;
то же // История Китая. Духовная культура Китая / Сост. С.А.Шумов, А.Р.Андреев. М., 2003, с. 128 – 135;
Сидихменов В.Я. Страницы прошлого. М., 1987, с. 128 – 135.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 486-487.