地藏王, Ди-цзан-пуса.
Ди-цзан-пуса (Ди-цзан-ван) В поздней китайской мифологии повелитель подземного царства (кит. версия буд. бодхисаттвы-
пуса,
санск. Кшитигарбха, Ksitigarbha), в обязанность к-рого входило спасение душ из «подземного судилища»
ди-юй. Он должен был посещать ад и во имя сострадания и любви переводить души на небо. В отличие от Индии, в Китае Ди-цзан-ван считался верховным владыкой ада, ему подчинены князья 10 судилищ. Особенно почитался в пров. Аньхой и Цзянсу. Согласно «Саньцзяо coy шэнь цзи» («Запискам о поисках духов трех религий»; XV–XVI вв.), в качестве Ди-цзан-вана был обожествлен буд. монах из гос-ва Силла на Корейском полуострове (по др. версии, родом из Индии) по имени Ким Кёкак (кит. чтение Цзинь Цяоцзюэ — сын правителя Сила), в монашестве Мулянь, будто бы приплывший в Китай в VIII в. и поселившийся на горе Цзюхуашань в Аньхое. В 99 лет он собрал учеников, простился, сел в гроб, скрестил ноги и умер, превратившись в Ди-цзан-вана. Однако культ Ди-цзан-вана в Китае начался еще до VIII в., т.к. известны его изображения VI в.
По др. версии это один из десяти учеников
Будды Шакьямуни по имени Маудгальяяна, кит.
Мулянь, спустившийся в ад, чтобы спасти свою мать.
Ди-цзан-ванДи-цзан-ван изображается стоящим, реже сидящим, в одеянии инд. или чаще кит. буддийского монаха, с бритой головой. В правой руке он держит металлический посох с надетыми на него 6 оловянными кольцами, к-рые позванивают при ходьбе. Посох служит Ди-цзан-вану для открывания дверей
диюй. В левой руке у Ди-цзан-вана жемчужина, свет к-рой освещает дороги в подземном мире. Иногда к одеянию монаха добавляется церемониальный головной убор государя, тогда Ди-цзан-вана изображают сидящим или стоящим на троне (или на льве). Иногда его сопровождают двое святых, один держит посох, другой — жемчужину. Проходя по судилищу, Ди-цзан-ван может вызволит оттуда грешные души, позволяя им родиться вновь.
30-го дня 7-й луны, в день рождения Ди-цзан-вана, устраивались празднества (считалось, что Ди-цзан-ван спит все дни в году, кроме этого), зажигали свечи и ароматные курения, дети строили пагоды из кирпичей и черепицы, женщины делали юбки из красной бумаги, совершая обряд снятия их (что должно было облегчить будущие роды). О Ди-цзан-ване существует несколько религиозных соч., как буддийских, так и относящихся к тайным религ. сектам. В 15-й день 7-й луны (начало праздника поминовения голодных духов) к Ди-цзан-вану обращались с молитвами о спасении из Преисподней душ покойных предков и родителей.
Литература: Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник музея по антропологии и этнографии. СПб, 1907, т. VI, с. 24–26;
Хуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий). Т. 2. Шанхай, 1882; Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифов народов Китая). Пекин, 1993, с. 208;
Савада Мидзухо. Дзигоку хэн (Муки ада), Киото, 1968.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 445.