王希孟, 1096 — нач. XII в. Художник-пейзажист кон. эпохи Северная Сун. О жизни Ван Си-мэна известно только то, что он обучался в Академии живописи (
Хуа-юань 畫院) в период царствования имп. Хуй-цзуна
徽宗 (
Чжао Цзи 趙佶, 1101–1125), считался наиб. выдающимся ее студентом и был замечен монархом, лично курировавшим деятельность этого учреждения.
Ван Си-мэну принадлежит самое грандиозное произведение в жанре
шань-шуй (
хуа)
山水 (畫),
«(живопись/изображения) гор и вод», — свиток «Цянь ли цзян шуй ту»
千里江山圖 («Изображение тысячи
ли гор и вод», 51,3x1188/1191,5 см, бумага, тушь, краски, Музуй Гугун, Пекин). Согласно сохранившимся сведениям, эта картина была создана художником в 1113, когда ему не исполнилось и 18 лет; вскоре он тяжело заболел и умер. Написанная интенсивными синими, малахитово-зелеными, коричневыми и охристыми тонами, она воспроизводит фантастическую по масштабу панораму гор, рек и долин, составленную из множества тонко выписанных миниатюрных сцен, включающих птиц на озерах, зверей в лесных чащах, людей, занимающихся разными делами, различимых в мельчайших деталях. Очевидно, что Ван Си-мэн следовал традиции т. наз. панорамно-монументального пейзажа, занимавшего господствующее место в академич. живописи на протяжении XI в., и старался решить те же худ. проблемы передачи пространства и многообразия форм природы, что и прославленный северо-сунский пейзажист
Го Си: он показывает воду то ровной, то зыбящейся; цепи гор — четкими на переднем плане и туманными вдали. Созданное им живописное полотно увлекает своей грандиозностью, масштабностью худ. замысла и великолепием цветовой гаммы. И все же зритель значительно больше проникается внеш. величием природы, чем ее внутр. смыслом, и чувствует себя не столько философом или поэтом, сопричастным красоте природы, сколько исследователем, познающим мир, что принципиально отличает творч. направленность живописи Ван Си-мэна от худ. кредо Го Си и его предшественников.
Еще более важно то, что картина Ван Си-мэна не совпадает с новым типом — монохромным «туманно-облачным» (
юньу-яньай 雲霧煙靄) пейзажем, к-рый возобладал в кит. живописи нач. XII в. под влиянием эстетич. установок и творч. экспериментов самодеятельных художников, в первую очередь представителей школы «художников-литераторов» (
вэньжэнь хуа 文人畫). Возможно, ввиду указ. своеобразия картины Ван Си-мэна, ее автор в скором времени был почти полностью забыт. Признание творч. наследия Ван Си-мэна произошло в искусствоведении лишь недавно. Совр. искусствоведы (прежде всего кит. ученые, напр., Чжуан Цзя-и
庄嘉怡 и
Не Чун-чжэн
聶崇正) причисляют его к наиб. самобытным пейзажистам Китая, рассматривая тв-во мастера как первую в истории классической кит. живописи попытку возродить «золото-бирюзовый» (
цзиньби-фа 金碧法 «правила/законы золота и бирюзы») пейзажный стиль эпохи Тан
唐 и, более широко — саму школу нац. полихромного пейзажа. Наследниками Ван Си-мэна как инициатора данной живописной традиции в разное время выступали
Цянь Сюань,
Чжао Мэн-фу,
Ван Мэн,
Лань Ин,
что свидетельствует о творч. потенциале его живописи.
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004;
Чжуан Цзя-и, Не Чун-чжэн. Чжунго хуйхуа (Китайская живопись). Пекин, 2000; Чжунго лидай хуйхуа. Гугун боугуань цзан хуацзи (Китайская живопись различных исторических эпох. Коллекция живописных произведений из собрания музея Гугун). Т. 2. Пекин, 1982; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т. 2. Ханчжоу. 1999; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970;
Xu Yanzhong. Selected Poems and Pictures of the Song Dynasty. Beijing, 2005.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 535.