八識 (санскр. ашта-виджняна) восемь видов сознания. Одно из важнейших понятий буддийских школ йогачары и виджнянавады (см.
Вэйши-цзун).
Одна из пяти скандх (см.
У юнь) — «сознание» (
ши [
4]) — в зависимости от источника знания подразделяется на восемь видов, представляющих дхармы (см.
Фа [1]), относящиеся к сознанию. Пять первых видов соотносятся с миром феноменов бытия: зрительное сознание (кит.
янь, санскр. капсур), слуховое (
эр, шрота), обонятельное (
би [
1], гхрана), вкусовое (
шэ, джива), тактильное, или телесное (
шэнь [
2], ка). Эти виды сознания связаны с чувственным восприятием и образуют пары с видами отражаемых явлений внешнего мира: зрительное — «цвет» (
сэ), слуховое — «звук» (
шэн [
3]), обонятельное — «запах» (
сян [
4]), вкусовое — «вкус» (
вэй [
5]), тактильное — «касание» (
чу). Шестой вид сознания — рассудочное (
и [
3], манас) воспринимает дхармы и представляет собой комплексное ощущение, сформированное посредством пяти первых видов сознания. Вместе они образуют представление о чувственно познаваемых объектах (
цзин [7], вишая). Седьмой вид (клишта-манас) есть активное обобщающее сознание, источник рассудочного, оно соотносится с категорией «мысленной оценки» (кит.
и лянь). Клишта-манас, взятое отдельно от др. видов сознания, рассматривалось как причина эгоизма и индивидуализма, источник возникновения иллюзий из-за кажущегося постижения реальности. Поэтому седьмой вид сознания иногда наз.
атона (санскр. адана), т.е. привязанность сознания к чему-либо. Восьмой вид сознания — алая — высший вид сознания, является психическим источником всего сущего, причиной возникновения, изменения и сохранения всех явлений, поэтому называется «сознанием-сокровищницей» (алая
-виджняна; см.
Алайе ши). Существование алаи предусматривает три аспекта: 1) она является причиной всего сущего, «семенем всех вещей»; 2) плодом и результатом всех изменений на основе предыдущей кармы (
е [1]), приносящей соответствующее воздаяние (этот аспект алаи соотносится с категорией
и шу, санскр. випака, означающей соответствие следствия причине или соответствующее воздаяние); 3) «сознанием-сокровищницей» (
чжи цзан), к-рое содержит не только все вещи и явления как психического, так и феноменального мира, но и саму алаю, т.о. заключая в себе причину и следствие одновременно. На стадии овладения сознанием-алаей преодолевается двойственное видение мира, к-рый предстает в нерасторжимом единстве внешнего и внутреннего, временного и пространственного.
Учение хинаяны предполагает, что первые шесть видов сознания не имеют самостоятельной сущности и проявляются лишь как части единства при постижении седьмого и восьмого видов. Положение о том, что «восемь видов сознания представляют собой единое тело» (
ба ши ти и), противостояло доктрине их разделенности — «восемь видов сознания разделены» (
ба ши ти бе). Учение о
ба ши представляло собой гносеологическую концепцию хинаяны, а также конкретное указание пути вхождения в нирвану (см.
непань) посредством последовательного постижения мира от материальных объектов к психическому началу в человеке.
Литература: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987;
Вань Ли-тянь. Фо-цзяо чжэсюэ (Философское учение буддизма). Пекин, 1986.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 154.