真空教 «Учение Подлинной/Истинной пустоты». Одно из крупнейших течений китайского сектантства. Др. назв. —
чжэнькун-дао («Путь Подлинной пустоты»),
уцзи-дао («Путь Беспредельного»),
тянькун-дао («Путь Небесной пустоты»),
чжэнькун цзышань-хуй («Общество добродетели Подлинной пустоты»).
Доктрина
чжэнькун-цзяо берет истоки от учения секты буд. толка
дашэн-мэнь («Врата махаяны», см.
Да шэн) и учения
Ло Цина. Основателем
чжэнькун-цзяо считается монах Ляо Ди-пинь (1827–1893). Он говорил о необходимости через мистический транс осознать «Беспредельное и Подлинную пустоту» (см.
Тай цзи,
Сюй) и понять, что
буддизм,
конфуцианство и
даосизм в равной степени «в пустоте обретают Великое
дао», призывал к пустынножительству, вегетарианству и упорной медитации. Тот, кто вступил в
чжэнькун-цзяо, сумеет избавиться от страсти к опиекурению, без лекарств излечивать все болезни и даже приобщиться к сонму небожителей. В отличие от большинства других сектантских объединений в основе идеологии
чжэнькун-цзяо, вопреки буд. фразеологии, лежит не столько буд. сотериологич. идея, сколько мистицизм раннего даосизма. Священными книгами
чжэнькун-цзяо Ляо Ди-пинь объявил «Ло цин у бу цзин» («Пятиканоние Ло Цина»), ряд конф. и даос. канонов, в т.ч.
«Дао дэ цзин». Учение
чжэнькун-цзяо приобрело популярность на юге Китая, в Шанхае, Нанчане, провинциях Цзянсу, Хубэй, Фуцзянь, Гуандун, откуда пришло в Сингапур, Гонконг, Малайзию и Филиппины.
В 1929 лидерство в
чжэнькун-цзяо наследовал дальний родственник первопатриарха Ляо И-пу. Тогда же возникли вооруженные отряды
чжэнькун-цзяо. В 1948
чжэнькун-цзяо открыло офиц. представительство в Нанкине, однако легализация объединения, в т.ч. его вооруженных структур, при власти кит. коммунистов не удалась. Деятельность
чжэнькун-цзяо была нелегально возобновлена в КНР с нач. 1980-х гг. Неофитов не в последнюю очередь привлекает перспектива излечения от всех болезней, к-рые проистекают из «противодействия небесному принципу (
ли [1] см.
Тянь ли жэнь юй) и нанесения ран собств. внутр. природе и чувствам». Лечение включает употребление «чая бессмертных небожителей», приготовленного руководителем местного отделения
чжэнькун-цзяо из трав, в т.ч. галюциногенов, и длительную медитацию. Такой же «чай» адепты
чжэнькун-цзяо употребляют во время священнодействий, в т.ч. ритуалов инициации. Последователи
чжэнькун-цзяо не употребляют мяса и вина, не признают изображений святых.
Автор: Маслов А.А.
Литература: Баоцзюань о Пу-мине / Изд. текста, пер. Э.С.Стуловой. М., 1979, с. 69;
Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М., 2000, с. 345 – 358, указ.;
Ло Сян-линь. Люсин юй Гань Минь Юэ цзи Малайя чжи чжэнькун-цзяо (Учение Истинной пустоты, распространившееся в Цзянси, Фуцзяни, Гуандине и Малайе). Сянган, 1962;
Лянь Ли-чан. Фуцзянь мими шэхуй (Тайные общества Фуцзяни). Фучжоу, 1988;
Ма Си-ша, Хань Бин-фан. Чжунго миньцзянь цзунцзяо ши (История китайских народных религий). Шанхай, 1992.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 728-729.