君子 благородный/совершенный муж; исходное значение — дитя правителя. Синонимы — великий человек (да жэнь), гуманный человек (жэнь жэнь). Норматив конф. личности, впервые представленный в
«Лунь юе», носитель совокупности конф. добродетелей (см.
Конфуцианство).
Противопоставляется ничтожному человеку, маленькому человеку (сяо жэнь), воплощению эгоистич. прагматизма, не способному выйти за рамки своей практич. специализации («орудийности» —
ци [2]) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У
Конфуция понятие цзюнь цзы соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов («благородный муж»); впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). В иерархии человеч. существ цзюнь цзы стоит ниже «совершенномудрого» (
шэн [1]), но так же своей «благодатью/добродетелью» (
дэ [1]) способен воздействовать на «маленьких людей», как ветер — на траву. Его важнейшее качество — «неорудийность» (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравствственная и поведенч. автономия, с др. — приверженность
дао, а не предметным реалиям (ци [2]). Наделенный «знанием предопределения (
мин [1])», цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и «сокрытость», удаление от дел — при отсутствии дао.
Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указатель (Человек благородный); Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель.
Литература:
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель; Конфуцианство в Китае. М., 1982; Мартынов А.С. Конфуцианство. «Лунь Юй». Т. 1. СПб., 2001, с. 173 – 222; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983; Личность в традиционном Китае. М., 1992; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 547.