黄帝内經 «Канон Желтого императора о внутреннем», или «Нэй цзин» – «Канон внутреннего», «Книга о внутреннем». Основополагающий трактат
традиционной китайской медицины. Его наиболее древние части были написаны, возможно, в нач. эпохи Сражающихся государств, но формирование как целостного соч. произошло только в III в. до н.э. Состоит из двух частей: «Су вэнь» («Вопросы о простом», «Простейшие вопросы») и «Чжэнь цзин» («Канон иглоукалывания») – переименован в VIII в. в «Лин шу» («Ось духа»). Обе части построены в виде диалогов полулегендарного императора/первопредка
Хуан-ди (традиц. правл. 2698–2598 до н.э.) с его медицинскими советниками, гл. обр. с Ци Бо и Лэй-гуном. Содерж. «Хуан-ди нэй цзина» гетерогенно и отражает разл. медицинские традиции. В нем обобщен опыт древних врачей, для преемников к-рых он стал учебником и наст. энциклопедией. По значению для развития кит. медицины его можно сравнить с древнегреч. «Гиппократовым сборником» или с «Каноном врачебной науки» среднеазиат. медика Ибн Сины (Авиценны).
«Хуан-ди нэй цзин» впервые упомянут в I в. в
«Хань шу» («Кн. [об эпохе] Хань»), написанной
Бань Гу, к-рый указал, что он состоял из 18 свитков (цз.). В III в. на него ссылались
Чжан Чжун-цзин в «Шан хань лунь» («Суждения о лихорадочных болезнях/о вреде холода») и
Хуанфу Ми в «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Канон о началах иглоукалывания и прижигания»). Затем «Хуан-ди нэй цзин» считался неск. веков потерянным. В VIII в. его удалось обнаружить имп. врачу Ван Бину, к-рый его восстановил, снабдил предисл., коммент. и, возможно, дополнениями. В таком виде «Хуан-ди нэй цзин» был издан им в 762. Каждая из двух частей этого изд. была подразделена Ван Бином на 24 свитка и 81 параграф. При правлении Шэнь-цзуна (1068–1085) по имп. повелению «Хуан-ди нэй цзин» был вновь отредактирован и прокомментирован Гао Бао-хэном и Линь И.
В «Хуан-ди нэй цзине» отразились натурфилос. представления доциньского периода, на основании к-рых была сформирована теория человеческого организма, его функционирования в здоровом состоянии и врачевания. Фундаментальными для «Хуан-ди нэй цзина» являются концепции пневмы (
ци [1]) – космической энергодинамической субстанции, противоположных космических сил
инь–ян, «трех основ» (
сань цай) – Небо (
тянь [1]), Земля (ди [1]), Человек (жэнь [2]) – и «пяти элементов» (
у син). Считалось, что противоположности инь [1] и ян [1] пронизывают организм на всех его структурных уровнях. Напр., кровь и секреторные жидкости рассматривались как проявления сил инь [1], а вдыхаемый воздух, растекающийся энергетическими потоками в теле по спец. каналам (мо [1]), – ян [1]. Телесный субстрат организма определяется как инь [1], а его двигательно-энергетические функции – как ян [1]. Одни органы классифицируются как янские, а др. как иньские. В частности, так классифицируются «гл.» внутр. органы: пять органов-цзан [1] («сокровищницы») – печень, сердце, селезенка, легкие, почки – отнесены к категории инь [2], а шесть органов-фу [1] («мастерские») – желчный пузырь, тонкая кишка, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь, «тройной обогреватель» (сань цзяо) – к категории ян [1]. Назначение органов-цзан – «хранить», а органов-фу – «перерабатывать» внутр. энергию. Первые считались «сплошными» (цзан [2]), а вторые – «полыми» (фу [2]). В соответствии с триадой сань цай, включающей две полярные и среднюю между ними «основы», тело человека делится по вертикали на три части – верхнюю (шан [1]), среднюю (чжун [1]) и нижнюю (ся), соответствующие разделению «тройного обогревателя», некой системы в организме, выполняющей функции координирования и регулирования деятельности «гл.» органов. Верхняя часть находится выше диафрагмы, включая в себя сердце и легкие, средняя – между диафрагмой и пупком, включая селезенку, желудок, печень, желчный пузырь, нижняя – ниже пупка, включая почки, мочевой пузырь, толстую и тонкую кишки. На основе концепции пяти элементов (у син [1]) – дерева (му [1]), огня (хо), почвы (ту [1]), металла (цзинь [1]), воды (шуй) – в «Хуан-ди нэй цзине» выстраивается классификационная матрица, по к-рой соотносятся между собой разл. органы и функции организма. Прежде всего по ней связываются гл. органы цзан [1] и фу [1]. Шестой орган-фу [1], «тройной обогреватель», сопоставляется с «огнем-министром» (сян хо), а второй, «тонкая кишка», – с «огнем-правителем» (цзюнь хо). По пятеричной модели разделяются пять органов чувств (у гуань) и их модальности, а также циркулирующие по организму пневмы (ци [1]), энергетические состояния организма и проч. Внутри каждой из пятеричных групп происходят взаимодействия, подобные тем, что имеются между пятью элементами. Гл. из них – преобразования по принципам «взаимопорождения» (сян шэн) и «взаимопокорения» (сян кэ).
Каналы, по к-рым, согласно «Хуан-ди нэй цзину», движется пневма-ци [2], размещаются под кожей, но в отд. местах отходят к какому-нибудь органу. На них имеется 365 активных точек, к-рые используются в иглоукалывании и моксоприжигании (чжэнь цзю). Каналы цзин [1] («меридианы») проходят вдоль тела, а каналы ло («коллатерали») – поперек. Выделяются прежде всего 12 пар гл. каналов и 8 непарных.
В «Хуан-ди нэй цзине» изложено фундаментальное для кит. медицины представление о подчинении человеческой жизни и функционирования организма универсальным циклическим закономерностям годовых, сезонных, суточных и иных природных циклов. Это учение представляет собой разновидность концепции взаимного космического «резонанса» гань ин («возбуждение–отклик»). Так, в течение суток пневма (ци [1]) обходит 12 парных меридианов, обеспечивая по очереди двухчасовую активность каждого. Болезнь подобна дезорг-ции природных и соц. процессов и представляется нарушением соответствующей синхронизации. Заболевание какого-либо органа рассматривается как «избыточность» (тай го) или «недостаточность» (бу цзи) в нем энергии. Здоровье организма, гармоническое равновесие его пневм и систем также ставились в зависимость от насыщенности «изначальной» (юань [1]), или «истинной» (чжэнь [1]), пневмой (ци [1]).
«Хуан-ди нэй цзин» содержит все фундаментальные теории кит. трад. медицины. В нем рассматриваются вопросы гигиены и профилактики болезней, исходя из предпосылки, что лучше предотвратить болезнь в зачатке. Если же она уже возникла, то надо предвидеть все ее последствия. Даются разл. методы диагностики, к-рые группируются по четырем видам: внеш. осмотр, выслушивание голоса, расспрос и изучение пульса. Указывается, что врач, к-рый определяет болезнь по внеш. виду, называется высшим, по голосу – совершенным, по расспросу – ремесленником, по пульсу – мастеровым. Обсуждаются причины и признаки разл. заболеваний, методы их лечения, включая диеты, массаж, прием лекарств, иглоукалывание, моксоприжигание и др.
Источники: Су вэнь. Нэй цзин: Трактат по трад. китайской медицине на основе древних и совр. текстов / Пер. В.Ф. Дернова-Пегарева. Кемерово, 1994; Трактат Желтого императора о внутреннем / Пер. Б.Б. Виногродского. М., 2002; Huang Ti Nei Ching Su Wen: The Yellow Emperor's Classic of Internal Medicine / Tr. by I. Veith. Baltimore, 1949.
Литература: Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины. М., 1961; Юар П., Ван М. К изучению древней китайской медицины // Из истории науки и техники в странах Востока. Вып. 3. М., 1963, с. 171–217; Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-Western Cultures. Dordrecht; Boston; London, 1997; Keegan D.-J. The Huang Ti Nei Ching: the Structure of the Compilation; the Significance of the Structure. Berkeley, 1988; Lu Gwei-djen, Needham J. Celestial Lancets. Cambridge, 1980.
Автор: Еремеев В.Е.
Источники: Чжан Инь-ань, Ма Юань-тай. Су вэнь лин шу хэ чжу («Простые вопросы» и «Столпы животворности» со сводом коммент.). Кн. 1–16. Цзинь чжан шу цзюй (Изд-во изысканной лит-ры), 1955; Хуан-ди нэй цзин су вэнь («Простые вопросы» «Канона Желтого императора / первопредка о внутреннем») / Коммент. Ван Бин. Кн. 1, 2. Шанхай, 1955 (переизд.: Пекин, 1956, 1963); Лин шу цзин (Канон «Столпы животворности») / Ред. У Мянь-сюэ. Шанхай, 1955 (переизд.: Пекин, 1956); Хуан-ди нэй цзин су вэнь байхуа цзе («Простые вопросы» «Канона Желтого императора / первопредка о внутреннем» с разъяснениями на общепонятном яз.) / Сост. Шаньдунский ин-т кит. медицины. Пекин, 1958; Ван Ан. Су вэнь лин шу лэй цзуань юэ чжу («Простые вопросы» и «Столпы животворности» с классификацией содерж. и сжатыми коммент.). Шанхай, 1959; Чжан Инь-ань. Хуан-ди нэй цзин лин шу цзи чжу («Столпы животворности» «Канона Желтого императора/первопредка о внутреннем» с собр. коммент.). Шанхай, 1957 (переизд. 1958, 1959); он же. Хуан-ди нэй цзин су вэнь цзи чжу («Простые вопросы» «Канона Желтого императора/первопредка о внутреннем» с собр. коммент.). Шанхай, 1959; Хуан-ди нэй цзин су вэнь и ши («Простые вопросы» «Канона Желтого императора/первопредка о внутреннем» с пер. и толкованиями) / Сост. Нанкинская медицинская академия. Шанхай, 1959; Чэнь Би-лю, Чжэн Чжо-жэнь. Лин шу цзин байхуа цзе (Канон «Столпы животворности» с разъяснениями на общепонятном яз.) Пекин, 1962; Нэй цзин ши и (Толкование смысла «Канона о внутреннем») / Ред. Пекинская медицинская академия. Шанхай, 1978; Гао Ши-цзун. Хуан-ди су вэнь чжи цзе («Простые вопросы» Желтого императора/первопредка с прямыми разъяснениями) / Резюме: Юй Тянь-син. Пекин, 1980; Нэй цзин сюань ши («Канон о внутреннем»: избр. с толкованиями) / Сост. Ван Цзу-сюн, Чжоу Хань-сю. Гуйян, 1980; Го Ай-чунь. Хуан-ди нэй цзин су вэнь цзяо чжу юй и («Простые вопросы» «Канона Желтого императора/первопредка о внутреннем» с правкой, комментериями и пер. на разговорный яз.). Тяньцзинь, 1981; Хуан-ди нэй цзин су вэнь цзяо ши («Простые вопросы» «Канона Желтого императора/первопредка о внутреннем» с правкой и толкованиями) / Правка и толкования Шаньдунской и Хэбэйской мед. академий. Кн. 1, 2. Пекин, 1982; Чэн Ши-дэ и др. Су вэнь чжу ши хуй цуй (Собр. лучшего из «Простых вопросов» с коммент. и толкованиями). Кн. 1,2. Пекин, 1982; Лин шу цзин цзяо ши (Канон «Столпы животворности» с правкой и толкованиями) / Правка и толкования Хэбэйской мед. академии. Кн. 1, 2. Пекин, 1982; Ши Гуань-цин, У Мин-цинь. Хуан-ди нэй цзин су вэнь сюань чжу («Вопросы о простейшем» «Канона Желтого императора/первопредка о внутреннем»: избр. с коммент.). Чжэнчжоу, 1982; У Кунь. Нэй цзин су вэнь У чжу («Простые вопросы» «Канона о внутреннем» с коммент. У [Куня]) / Ред. Шаньдунская мед. академия. Цзинань, 1984; Чжоу Фэн-у, Чжан Цань-цзя. Хуан-ди нэй цзин су вэнь юй ши («Простые вопросы» «Канона Желтого императора/первопредка о внутреннем» с доступными толкованиями). Цзинань, 1985; Фан Бэнь-гун. Нэй цзин шу («Канон о внутреннем» с объяснениями). Пекин, 1991; Го Ай-чунь. Хуан-ди нэй цзин лин шу цзяо чжу юй и («Столпы животворности» «Канона Желтого императора/первопредка о внутреннем» с правкой, коммент. и пер. на разговорный яз.). Тяньцзинь, 1989 (переизд. 1991); Хуан-ди нэй цзин: хань-ин дуй-чжао (Канон Желтого императора / первопредка о внутреннем с параллельным англ. пер.) / Коммент. Ван Бин, пер. У Лянь-шэн, У Ци. Пекин, 2005; Совр. трактовка Желтого Владыки: Основы восточной медицины / Пер. Д. Аланова. Киев, 2006; Трактат Желтого императора о внутреннем. Ч. 1: Вопросы о простейшем / Пер. Б.Б. Виногродского. М., 2007; Трактат Желтого императора о внутреннем. Ч. 2: Ось духа / Пер. Б.Б. Виногродского. М., 2007.
Литература: Ли Нянь-э. Нэй цзин чжи яо (Гл. знания из «Канона о внутреннем»). Шанхай, 1955 (переизд.: Пекин, 1955, 1985); он же. Нэй цзин чжи яо цзян и (Объяснение смысла гл. знаний из «Канона о внутреннем») / Коммент. Цянь Юн-гуан. Цзинь чжан шу цзюй (Изд-во изысканной лит-ры), 1955; Лю Юань-су. Су вэнь сюань цзи юань бин ши (Формулы истоков болезней и таинственных пружин из «Простых вопросов») / Ред. У Мянь-сюэ. Пекин, 1956; то же / Коммент. и толкования Цао Гун-шоу, Цзун Цюань-хэ. Пекин, 1983; то же / Правка и коммент. Сунь Тун. Нанкин, 1985; он же. Су вэнь бин цзи ци и бао мин цзи (Собр. [изложенного в] «Простых вопросах» о пружинах болезней, координации пневмы и сохранении предопределения). Пекин, 1959; «Нэй цзин» яньцзю лунь цун (Собр. исслед. «Канона о внутреннем») / Сост. Жэнь Ин-цю, Лю Чан-линь. [Ухань], 1982; Ся Ин. Лин шу цзин май и (Крылья, [поддерживающие учение] «Столпов животворности» о меридианах). Пекин, 1984; У Као-пань. Хуан-ди су лин лэй сюань цзяо кань («Простые [вопросы]» и «[Столпы] животворности» Желтого императора/первопредка в классифицирующей выборке и ред. правке). Пекин, 1986; Фань Юн-шэн. Су вэнь сюань цзи юань бин ши синь цзе («Формулы истоков болезней и таинственных пружин из “Простых вопросов”» с новыми разъяснениями). Ханчжоу, 1984; Цинь Бо-вэй. Нэй цзин чжи яо цянь цзе (Гл. знания из «Канона о внутреннем» с простыми разъяснениями). Пекин, 1957; он же. Нэй цзин лэй чжэн («Канон о внутреннем» с классифицирующей сверкой) / Ред. Юй Ин-ао. Шанхай, 1962; Чжан Шань-чэнь. Нэй цзин чжэнь цзю лэй фан юй ши (Доступные толкования классифицированных методов иглоукалывания и прижигания из «Канона о внутреннем»). Цзинань, 1980; Ян Шан-шань. Хуан-ди нэй цзин тай су (Великая простота «Канона Желтого императора/первопредка о внутреннем») / Правка и коммент. Сяо Янь-пин. Пекин, 1955 (переизд. 1965).
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 884-887.