韓非.
Хань Фэй280, царство Хань, — 233. Крупнейший теоретик легизма, автор трактата
«Хань Фэй-цзы». Был первым сановником
Цинь Ши-хуана — основателя централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.). Родился в знатной семье, родственной правящему дому царства Хань. Согласно
«Ши цзи» (II–I вв. до н.э.), в молодости интересовался идеями
Шан Яна и
Шэнь Бу-хая (IV в. до н.э.), учениями «о контроле над чиновниками», о законе и искусстве управления, произведениями мыслителей школы
даодэ-цзя (см.
Даосизм). Учился у
Сюнь-цзы, выделяясь среди соучеников своими способностями, но, будучи заикой, не мог рассчитывать на успех в устных дискуссиях и посвятил себя созданию сочинений об искусстве управления. Трактат Хань Фэя был с восторгом встречен Ин Чжэном, правителем царства Цинь (будущим императором Цинь Ши-хуаном). Хань Фэй был приглашен в Цинь, но вскоре оклеветан бывшим соучеником сановником Ли Сы и принужден принять яд.
Xань Фэй соединил и развил предшествовавшие доктрины легистов, завершив легальную разработку целостной легистской доктрины. Его политич. учение опирается на развитую систему общетеоретич. построений, выводящих этич. нормы и принципы управления из законов универсума. В русле даос. натурфилософии он обосновал необходимость следования
дао как источнику и общей закономерности всего сущего: «
дао — это то, что делает вещи такими, как они есть» («Хань Фэй-цзы», гл. 6). Хань Фэй продолжил детальную терминологич. разработку понятия
ли [1] (принцип), толкуя «принципы» как закономерности мироздания, обусловливающие качества отдельных вещей (размер, форму, вес, прочность), как «формирующий вещи узор (
вэнь) [мироздания]» (там же). Все множество «принципов» объемлется
дао, к-рое в то же время «гибко и мягко» следует «принципам» вещного мира. «Отбрасывающий
дао и
ли [
1]» правитель неизбежно «потеряет свой народ и лишится богатств», у выверяющего же свои действия по
дао и
ли [
1], как по циркулю и угольнику «нет дел, в которых бы он не добился успеха» (гл. 6).
Многие его рекомендации нашли применение в политич. практике империи Цинь и, в той или иной степени, последующих императорских династий. См. также: «Хань Фэй-цзы».
Автор: Переломов Л.С.
Источники: Лян Ци-сюн. Хань-цзы цзянь цзе («Хань [Фэй]-цзы» с простыми разъяснениями»). Кн. 1, 2. Пекин, 1960;
Шэнь Юй-чэн, Го Юн-чжи. Хань Фэй-цзы сюань и (Перевод избранного из «Хань Фэй-цзы»). Шанхай, 1991;
Чэнь Ци-ю. Хань Фэй-цзы синь цзяо чжу («Хань Фэй-цзы», заново выверенный и прокомментированный). Т. 1, 2. Шанхай, 2000;
Иванов А.[И.] Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912;
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. VII. М., 1996;
Liao W.K. The Complete Works of Han Fei Tzŭ. Vol. I, II. L., 1959;
Levi J. Han-Fei-tse ou le Tao du Prince. P., 1999.
Литература: Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989, с. 211 – 215;
Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959, с. 362 – 377;
он же. Философы древнего Китая. М., 1961, с. 497 – 564;
Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999, указатель;
Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998, указатель;
Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984, с. 151 – 159;
Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957, с. 400 – 419; Гу Фан. Хань Фэй юй Чжунго вэньхуа (Хань Фэй и китайская культура). Гуйян, 2001; Lundhal B. Han Fei Zi: The Man and the Work. Stockholm, 1992;
Wang Hsiao-po, Chang L.S. The Philosophical Foundations of Han Fei`s Political Theory. Honolulu, 1986.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
См. лит-ру к ст.
«Хань Фэй-цзы»,
Легизм.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 476.