申不害, Шэнь-цзы. Ок. 385 до н.э., столица царства Чжэн (к юго-вост. от совр. г. Синьяна пров. Хэнань), — ок. 337 до н.э. Мыслитель-легист (см.
Легизм). Был канцлером при дворе правителя царства Хань. Выступая за управление посредством юридич. законов (
фа [1]), определяющим считал такой его аспект, как
шу [
2] — искусство/техника: умение контролировать администр. аппарат. Суть «искусства/техники», по Шэнь Бу-хаю, в том, чтобы «на чиновничьи должности назначать по способностям, требовать от чиновника исполнения предписанных ему по должности обязанностей, держать в [своих] руках рукоять [его] жизни и смерти, изучать возможности чиновника». Доктрина Шэнь Бу-хая носит название
син мин («формы и имена» или «наказания и имена»): первый член бинома — иероглиф
син [
4] (наказание) выступает синонимом
син [2] (телесная форма). Под «именами» (
мин [
2]) здесь подразумеваются чиновничьи должности и пожалования, к-рые должны соответствовать «телесной форме» — конкретному содержанию личности и поступков чиновника. Применение иероглифа
син [
4] («наказание») сообщает биному
син мин дополнительное значение «наказания и награды», подразумевающее единство двух сторон «искусства/техники» управления.
По Шэнь Бу-хаю, необходимо, чтобы «чередование имен соответствовало реальности», т.е. термин
син [
4] объяснялся через понятие
ши [
2] — «реальность», «конкретность». Т.о. станет возможным «указывать [путь] Поднебесной [посредством] недеяния (
у вэй)»: под «недеянием» здесь подразумевается отсутствие непосредственной администр. активности правителя, к-рый занимается лишь подбором и назначениями чиновников. Для выполнения этой функции он должен скрывать свой интеллект, информированность, владеть рычагами управления, дабы обеспечивать передачу и исполнение его приказов. В библиографич. разделе
«Хань шу» («И вэнь чжи») упомянут трактат Шэнь Бу-хая «Шэнь-цзы», ныне утраченный, сохранилась лишь гл. «Да ти» («Великое тело»). Отдельные высказывания Шэнь Бу-хая содержатся в
«Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени г-на Люя», III в. до н.э.), «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань», I в.), других древних памятниках и в ряде историч. компендиумов. В XIX в. материалы об учении и жизни Шэнь Бу-хая были собраны и систематизированы кит. учеными Янь Кэ-цзюнем и Ма Го-ханем. В ХХ в. его трактат реконструировал и перевел на англ. яз. Х.Крил (H.J.Creel, 1974), имеется и его частичн. рус. пер. (В.В.Малявин, 2003).
Источники:
Из «Шэнь-цзы» / Пер. В. Сухорукова // Из книг мудрецов. М., 1987;
Шэнь Бухай. Политические фрагменты // Искусство управления / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2003;
Creel H.G. Shen Pu-hai. A Chinese Political Philosopher of the Fourth Century B.C. Chic., 1974.
Литература:
Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 634.