五蘊 (санскр. панча-скандха), досл. «пять куч», «пять скоплений» (др. названия:
у инь,
у чжун). Одна из важнейших категорий учения
буддизма о психич. деятельности. Отрицая существование единой, субстанциальной индивид. души, буддизм рассматривает личность как структурно упорядоченную комбинацию дхарм (см.
Фа [1], разд. 2), распределяющихся по пяти осн. группам (скандха,
юнь [
2]). Совокупность пяти скандх создает, по буд. представлениям, эмпирич. личность. В учении хинаяны, трактующем «человеческое „я“» (найратмья,
жэнь во) как иллюзорное временное соединение скандх, этот постулат воплотился в тезисе о «человеческом „не-я“» (пудгала найратмья,
жэнь у во; см.
У во). Доктрина махаяны отрицала бытийную реальность не только «человеческого „я“», но и самих
у юнь, что выразилось в концепции «дхарменного „не-я“» (дхарма-найратмья,
фа у во). Пять скандх делились на относящуюся к «материальному» первую скандху (рупа,
сэ), и остальные четыре, относящиеся к «психическому» (нама,
мин [2],
синь [1]). Первая скандха состоит из «четырех великих первостихий» (махабхута,
сы да): земли, воды, огня и ветра, формирующих человека и материальный мир. Вторая (ведана,
шо у) — «ощущение» — обусловливает способность ощущать приятное, неприятное и нейтральное. Третья (самджня,
сян [
1]) — «[способность к созданию] образов» — определяет возможность различения и продуцирования чувств и представлений. Четвертая (самскара,
син [
3]) — «действование» — реализует потенции направленной на образование и изменение психич. и материальных явлений кармич. (см.
Е [1]) деятельности, субъект к-рой характеризуется постоянной изменчивостью. Пятая (виджняна,
ши [
4]) — «сознание» — функция психики, сводящая воедино способность к формированию представлений и «действование», дающая мысленную оценку, собирающая и сохраняющая опыт (см. [Ба ши|Ба ши]]).
Доктрина
у юнь, характерная для всех направлений кит. буддизма, оказала значит. влияние на развитие учений о психич. деятельности и познании в средневек. Китае.
Литература: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, с
. 212, 278–279;
Лепехов С.Ю. Психологические проблемы в «Хридаясутре» // Психологические аспекты буддизма. Новосиб., 1986;
Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918;
он же. Труды по буддизму. М., 1991.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 458-459.