Великая единица, Великое единое/единство, Великий единственный. В китайской мифологии верховное божество. В песне Цюй Юаня (IV в. до н.э.) — наиболее раннем упоминании о Тай-и — он описывается как небесное божество, держащее в руках длинный меч, ножны к-рого украшены сверкающим
нефритом. На Тай-и подвески из нефрита, мелодично позванивающие на ветру. Древние комментаторы полагали, что в царстве Чу Тай-и выступал как верховное небесное божество, связанное с Востоком. (По мнению китайского исследователя Сюнь Сяо-е, Тай-и почитался чусцами как бог войны, дарующий победу.) В общекитайской традиции, однако, Тай-и — скорее абстрактное верховное божество; философ
Чжуан-цзы сообщает, что он правит всем.
В текстах эпохи Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) Тай-и — название звезды и духа этой звезды (комментарий к
«Ши цзи» — «Историческим запискам»
Сыма Цяня). Согласно «Описанию жертвоприношений» в
«Хань шу» («Истории династии Хань»)
Бань Гу (I в. н.э.), Тай-и главенствует над 5 государями сторон света (см.
У ди).
По другим источникам, Тай-и повелевает 16 драконами (
лун), знает, когда будут ветер и дождь, наводнение и засуха, голод, война и моровые болезни. В ту же эпоху рождается представление о
сань и (Трех единственных): Тянь-и (Небесный единственный), Ди-и (Земной единственный) и Тай-и (Великий единственный). В ряде случаев культ Тай-и стал сочетаться с культом божества земли
Хоу-ту, а затем после III в. н.э. Тай-и стал упоминаться как один из многих сподвижников пяти государей сторон света (У-ди). В народных преданиях III–X вв. Тай-и выступает как посланец Небесного государя (
Тянь-ди), являющийся на землю в облике старца.
В средневековых даосских сочинениях Тай-и — отец
дао, предшествующий небу и земле, находящийся над всеми девятью небесами, в великой чистоте (см.
Сань цин), вне шести мраков. Это — некое первоначальное дыхание, дающее миру и всем существам жизнь. Несмотря на такое абстрактное понимание божества, Тай-и описывается как существо с телом петуха и человечьей головой. Считалось, что Тай-и находится в человеческом мозге. Несколько раз в году Тай-и и Трое единственных вместе с божествами пяти осн. внутренних органов «смешивается» и превращается в одного большого бога, который именуется по-разному. В 1-м лунном месяце в два определенных дня между 5 и 7 часами утра он находится в сердце, в 6-м месяце в один из дней с 7 до 9 часов утра находится в печени, в 7-м месяце — в селезенке, в 8-м — в легких, в 9-м — в почках, в 11-м месяце — в мозгу во дворце Нихуань (санскр. нирвана?). В 3-м и 4-м месяцах это единое божество разделяется вновь и распространяется через все кости человека, к-рые оно укрепляет.
По др. версии, Тай-и находится в теле человека во дворце таинственной
киновари (сюань-дань-гун). Он считается повелителем всех частей тела. Он живет в пурпурной палате (ср.
«Хуайнань-цзы», где говорится, что Тай-и обитает на Пурпурной звезде — Цзывэй) в голубом жилище, наполненном киноварным паром. Он имеет вид новорожденного, сидящего на золотом троне, украшенном нефритом, в шелковой одежде с пурпурной вышивкой. К его поясу подвешена погремушка из жидкого огня, к-рая не имеет субстанции, а представляет собой только красный свет, но звук ее слышен за 10 тыс.
ли. В левой руке у него рукоятка Большой Медведицы (
Бэй-доу), а в правой — Полярная звезда (см.
Тай цзи).
В эпоху Сун, при императоре Жэнь-цзуне считалось, что на Полярной звезде живет не один Тай-и, а 10 духов Тай-и. В XI в. Ли Гун-линь создал портрет Тай-и, на к-ром написал стихотворное посвящение поэт Хань Цзюй. Судя по этому стихотворению, как предполагает кит. писатель и исследователь Сюй Ди-шань, образ Тай-и в это время подвергся заметному влиянию образа Кришны. При дин. Мин (с XIV в.) чествование Тай-и проходило вместе с церемонией поклонения духам ветра, облаков, грома и дождя.
Источники:
Хуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий). Кн. 4. Шанхай, 1885, с. 302–306;
Гу Цзе-ган, Ян Сян-куй. Сань-хуан као (Разыскания о трех государях). Пекин, 1936, с. 28–38, 131–167;
Ли Гуан-синь. «Цзю гэ. Дун-хуан Тай-и» пяньти чу тань (Опыт исследования песни «Повелитель Востока Тай-и» из цикла «Девять напевов») // Сюэшу юэкань. Шанхай, 1961, № 9;
Гун Вэй–ин. «Чуцы» сюэси чжацзи (Заметки при изучении «Чуских строф») // Там же. Шанхай, 1963, № 6, с. 64–65.
Литература:
Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. Т. VI. СПб., 1907, с. 69;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 60;
Dоré Н. Researches into Chinese superstitions. Vol. 9. Shanghai, 1931, p. 99–104;
Мasреrо Н. Le Taoïsmet les religions chinoises. P., 1971.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 41 – 42;
Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, с. 311, 315;
У Чэн-энь. Путешествие на Запад / Пер. А.П.Рогачева. Т. 1. Рига, 1994, с. 96; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 271, 281;
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, с. 115, 171; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 110; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 55, 127, 276.
Литература:
Все о Китае. Т. 1. М., 2003, с. 282 – 283;
Зинин С.В. Космос и человек в китайской культуре: звезда «Тай и» и восемь ветров «ба фэн» // XXIV НК ОГК. Ч. 1. М., 1993, с. 117 – 121;
Масперо А. Даосизм. СПб., 2007, с. 32 – 33, 231 и др.; Чжунхуа шэньми вэньхуа цыдянь (Словарь китайской мистической культуры) / Гл. ред. У Кан. Хайкоу, 2002, с. 92;
Чжэсюэ да цыдянь. Чжунго чжэсюэ ши цзюань (Большой философский словарь. Том по истории китайской философии). Шанхай, 1985, с. 59;
Andersen P. The Method of Holding the Three Ones. L., Malmö, 1979;
Ho Peng Yoke. Chinese Mathematical Astrology. L., N.Y., 2003, p. 42 – 66, index.;
Robinet I. Les Commentaires du
Tao Tö King jusqu`au VII
e siècle. P., 1981, index.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 599-600.