Синология.Ру

Тематический раздел


Тайваньская опера

歌仔戲 гэцзай-си. Единств. форма традиционной кит. драмы, имеющая тайваньское происхождение, зародилась в уезде Илань в кон. XIX в. Наивысшего расцвета достигла в 1920–1930-е, когда она почти полностью вытеснила все прочие оперные стили, включая пекинскую оперу (цзинцзюй). Тайваньская опера была очень популярна и в южном Китае, особенно в пров. Фуцзянь. Гэцзай си сочетает пение, танцы, акробатику и боевые искусства; костюмы и грим актеров в основном те же, что в пекинской опере, но более простые. В представлении используют 8 музыкальных инструментов, на к-рых играют до пяти музыкантов. В спектаклях самой известной (с 1929) школы гэцзай си «Минхуа-юань» (明華園歌仔戲團) принимают участие более десяти музыкантов.
 
Свыше ста лет назад переселенцы из Китая соединили свои песни и танцы с нар. песнями и танцами Тайваня. Ранние формы этого жанра были очень простыми, короткими и исполнялись на религиозных и традиц. праздниках. Во время массовых нар. гуляний актеры-любители клали на землю четыре шеста и разыгрывали на условной сцене несложные сюжеты, руководствуясь лишь общими установками, личным опытом и талантом к импровизации. Позднее их выступления перекочевали с «земли» на временные открытые подмостки. Декорации тогда были небольших размеров, просты и условны. Задник сцены создавала простая цветная ткань, а обычный стол изображал высокую гору. Жанр гэцзай си никогда не создавал языковых и культурных барьеров для жителей острова. Арии звучали на местном разговорном наречии и пелись естественно, а не фальцетом, как в пекинской опере. В годы япон. оккупации Тайваня (1895–1945) из 11 стилей пения, используемых исполнителями в тайваньской опере, наиб. популярным был т.н. «слезливый тон», поскольку тогда преобладали грустные сцены, выражающие чувства печали, гнева и недовольства колониальным режимом, к-рые испытывали тайваньцы. После начала в 1937 агрессии против Китая японцы пытались вытеснить остатки кит. культуры на о-ве и ускорить процесс его «японизации». Представления гэцзай си были запрещены, однако актеры выступали тайно, иногда в обычной одежде, а при появлении полиции быстро прятались, в то время как др. актеры продолжали разыгрывать сцены иного содержания.
 
После 1945 тайваньская опера пережила новую эпоху расцвета. К сер. 1950-х гг. на Тайване было ок. 500 трупп, в составе к-рых было от 30 до 60 чел., они гастролировали по мн. странам Азии. В 1956 появилась первая экранизация спектакля гэцзай си, имевшая огромный успех. Однако по мере развития новых форм развлечений популярность этого вида искусства постепенно стала сходить на нет. К 1964 на о-ве осталось менее 100 трупп. С сер. 1970-х гг. тайваньская опера представлена в театральных постановках, телеспектаклях, радиопостановках и кинопофильмах.
 
В наст. время гэцзай си является своего рода синтезом разных оперных стилей. Совр. труппы усилили зрелищность спектаклей за счет красивых декораций, репертуар варьируется от «жалостливых» трагедий до комедий, обычно основанных на кит. литературных сюжетах и нар. сказаниях легендах из региона распространения фуцзяньского диалекта (миньнань 閩南).  К нач. XXI в. местные корни гэцзай си  послужили стимулом для ее очередного возрождения в русле политики «тайванизации». Изучение этого жанра включено в программы средних школ и вузов. Сотни местных театральных трупп продолжают развивать и совершенствовать уникальные формы и традиции тайваньской оперы.
 
Литература:
Валентин Лю. Тайваньское радио спросили… 100 ответов слушателям «МРТ». М., 2005; Линь Хэ-и. Тайвань гэцзай си (Тайваньская опера). Тайбэй, 2001.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.