Аннотация: Данная статья содержит обзор серии научных мероприятий, проведённых в 2011-2012 гг. на Тайване по случаю столетия Синьхайской революции и Китайской республики. Материалы этих международных форумов позволяют утверждать, что Тайвань и сегодня остаётся ведущим мировым центром изучения новейшей истории Китая. Этому способствуют мощная научная традиция и подготовка учёных на острове, свобода выбора и обсуждения исторических проблем. Как показали "юбилейные" дискуссии, революция 1911 г. стала реальным поворотом к будущему возрождению Китая. Китайская республика существует уже больше века. А идейное наследие Сунь Ят-сена в настоящее время серьёзно пересматривается и вызывает растущий интерес, как актуальное и перспективное для будущего Китая, Азии и всего мира в XXI в.
В 2011-2012 гг. на Тайване торжественно отмечали столетие
Синьхайской революции и образования Китайской Республики. В Тайбэе и других городах острова была проведена целая череда всевозможных, в том числе научных мероприятий. Данный обзор посвящен анализу наиболее важных событий в научной жизни Тайваня, связанных с вековой юбилейной датой.
Одним из заметных научных мероприятий стало проведение в ноябре 2011 г. в университете Чжэнчжи (Государственный политический университет 国立政治大学. Один из трёх ведущих университетов острова. Далее – ГПУ) международной конференции на тему: «Столетие Синьхайской революции и развитие Китая по обе стороны Тайваньского пролива». Конференцию организовала кафедра политологии ГПУ. В течение трёх дней специалисты из разных университетов Тайваня и материкового Китая обсуждали проблемы сосуществования и развития двух систем: капиталистической и социалистической. В частности, затрагивались вопросы дальнейшего экономического сотрудничества Тайваня и КНР на основе известного Рамочного соглашения об экономическом сотрудничестве (ECFA).
[1][3]
В октябре 2011 г. в стенах Академии Синика 中央科学院 прошла крупная международная конференция под названием «Столетняя ретроспектива Синьхайской революции», а в январе 2012 г. там же – симпозиум «Оглядываясь на сто лет Республики».[2][4] Оба форума проходили в Институте новой истории 近代史研究所. Наряду с работниками института в них участвовали учёные исследовательского центра гуманитарных и общественных наук, а в проведении конференции «Столетняя ретроспектива Синьхайской революции» – также и Центральный Университет (Чжунъян) 中央大学.
На обеих указанных конференциях в основном обсуждались вопросы, касающиеся истории Синьхайской революции, деятельности
Сунь Ят-сена, отношения японцев к революции. В частности, следующие темы: «Как победила Синьхайская революция? Обзор и размышления», «От империи к республике: реформы финансовой политики», «Япония и Синьхай», «Революция, реформа в армии и конституция: три стороны Синьхайской революции», «Синьхайская революция: мечты и реальность. Культура, традиции и конституционная республика» и т.д.
На конференции «Столетняя ретроспектива Синьхайской революции» были представлены 18 докладов, включая пленарный доклад профессора Чжан Юй-фа, посвященный пропаганде анархизма накануне Синьхайской революции. В докладе директора Института новой истории профессора Хуан Кэ-у был поднят важный вопрос о характере победы Синьхайской революции. По мнению автора, революция 1911 г. была успешной, несмотря на то, что Китай уже вскоре оказался раздробленным. По убеждению Хуан Кэ-у, Синьхайская революция заложила основы китайской республиканской государственности, встав тем самым в один ряд с другими великими революционными движениями Европы и Америки.[2]
Параллельно с октябрьской конференцией, в Мемориальном центре Сунь Ят-сена в Тайбэе прошла выставка редких архивных документов и исторических фотографий, посвященная столетию Синьхайской революции. Она привлекла большое внимание не только научной общественности, но и простых жителей, а также гостей Тайваня.
В связи с появлением новых тенденций в методологии изучения современной истории Китайской Республики, Институт новой истории Академии Синика провёл широкую дискуссию об исследовании проблем взаимодействия Тайваня с современным Китаем, Японией, Кореей и Юго-Восточной Азией. Конференция «Оглядываясь на сто лет Республики», оргкомитет которой возглавил профессор Хуан Кэ-у, прошла с 11 по 13 января 2012 г. и включала семь секций: традиционной и современной письменности; социальных расходов; политической истории; проблем западного влияния и современной политики; идеологии; истории Китайской Республики после 1949 г.; политики, экономики и торговли; истории и перспективы; СМИ и культуры. 20 докладчиков и 10 дискуссантов обсуждали вопросы взаимодействия двух систем (капитализм/социализм) в политической, экономической, социальной, культурной сферах за последние сто лет.[4]
14 мая 2012 г. Центр развития гуманитарных наук Государственного политического университета Тайваня и Научное общество новой истории Китая провели обсуждение проекта новой фундаментальной монографии по «Истории Республики». В форуме приняли активное участие учёные Тайваня и КНР, в том числе президент тайваньской Академии истории профессор Люй Фан-шан, директор Института новой истории Академии общественных наук КНР профессор Ван Цзянь-лан, профессор исторического факультета Фуданьского университета Шанхая У Цзин-пин, профессор ГПУ Тайваня Чэнь Фан-мин и др. Все выступавшие подчеркивали, что минувшие после революции 1911 г. сто лет сделали явными как её успехи, так и неудачи, а потому написание объективной истории этого ключевого события в истории Китая – насущная необходимость. Еще в 1970х гг. премьер КНР Чжоу Энь-лай поручил учёным КНР написать обобщающую работу по истории Республики. Но тогда задуманное не удалось осуществить из-за помех со стороны «банды четырех». И лишь в 1981 г. вышел первый том «Истории Республики», а через тридцать лет – полное издание в 36 томах. В свою очередь, 149 тайваньских учёных занялись составлением 12-томной «Истории развития Китайской Республики», намереваясь завершить проект к концу 2012 г. Во время форума тайваньские коллеги выразили мнение, что изложение истории республиканского Китая не следует ограничивать 1949 годом, после чего редакторы двух книг обсудили данный вопрос.
В Академии истории при содействии Академии Синика в сентябре 2012 г. прошла ещё одна двухдневная международная конференция под названием «Формирование государства новой эпохи: столетие создания Китайской республики».[5] Оргкомитет конференции возглавил президент Академии истории, профессор Люй Фан-шан. В дискуссиях приняли участие синологи из КНР, Тайваня, России, Великобритании, Австралии, Японии и США, в т.ч. Александр Панцов, Эдвард МакКорд, Хелен Шнайдер, Джэймс Лейболд, Рана Миттер, Чэнь Юй-фа, Чэнь Сань-цзин, Юй Минь-лин, Шэнь Чжи-хуа и др. Заседания велись по следующим секциям: обозревая столетний путь строительства государства; новая история Китая: международная дискуссия; традиционный Китай; основные этапы развития Китайской Республики за сто лет; важнейшие публикации по история Китайской Республики за сто лет; Синьхайская революция и рождение Китайской Республики; Синьхайская революция (круглый стол); президенты и вице-президенты Китайской Республики; Сунь Ят-сен: жизненный путь; военные действия до и после 1945 г.; наука и искусство; история КПК; женское движение; национальные меньшинства; наука и история.
Вышеназванный форум, в котором приняли участие несколько десятков экспертов, оказался наиболее представительным. На его открытии выступил с приветственным словом президент Китайской Республики Ма Ин-цзю, который отметил большие достижения своей страны за последние годы и выразил надежду на развитие дружеских отношений Тайваня со всеми странами мира.[6] На пленарном заседании основной доклад «Некоторые мысли о Китайской Республике» (Random Thoughts on the Republic of China) сделал известный учёный из США Ричард Буш, ныне директор Центра политических исследований Северо-Восточной Азии. В своём докладе Буш подчеркнул, что существование Китайской Республики на Тайване – объективная реальность, что, само по себе, требует пересмотра международных законов, а также дипломатических усилий всех заинтересованных сторон по налаживанию отношений между двумя берегами Тайваньского пролива.
На секционных заседаниях выступили 47 человек. Большое внимание привлёк доклад профессора Эдварда МакКорда (ун-т Джорджа Вашингтона) «Провинциальная военная власть и политическая консолидация в Нанкинскую эпоху: Хэ Цзянь в провинции Хунань». В докладе подчёркивалось, что в республиканскую эпоху после завершения Северного похода
[2]региональные милитаристы стремились не к прямому самообогащению путём эксплуатации местного населения, а к участию в государственном строительстве. И именно это способствовало сохранению их влияния и власти.
Немалый интерес вызвало и выступление старшего лектора Ла Троб Джэймса Лейболда (Мельбурнский ун-т) об эволюции националистического движения в период Синьхайского революции: от направленного против маньчжуров «кровного ханьского расизма», к мирному возрождению многонационального китайского государства, сплотившегося перед лицом иностранного империализма и угнетения.
В секции по истории
КПК бурные обсуждения спровоцировал доклад профессора Шэнь Чжи-хуа (Восточно-Китайский педагогический ун-т, Шанхай) о причинах раскола между КПСС и КПК. По мнению Шэня, главной причиной явилась стремление Хрущева, с одной стороны, и Мао Цзэ-дуна, с другой, утвердить свою гегемонию в социалистическом лагере. В этой связи раскол представляется Шэнь Чжи-хуа неизбежным.
В данной секции был также озвучен доклад российских учёных А.В. Панцова и Д.А. Аринчевой «Дэн Сяо-пин в Москве (1926-1927): новые документы из русских архивов». В нём на основе новых документов из Российского архива социально-политической истории (РГАСПИ), прежде всего материалов личных дел Дэн Сяо-пина и его соучеников, а также фондов университетов, в которых они учились, подробно представлена жизнь будущего великого реформатора Китая во время его обучения в Москве, в 1926-1927 гг. Всесторонне анализируется тема идейно-теоретической и партийно-политической подготовки Дэна в одном из ведущих коминтерновских вузов, Университете трудящихся Китая им. Сунь Ят-сена. По заключению авторов, всё, что
Дэн Сяо-пин увидел и прочёл за время обучения в Москве, и что внушили ему большевистские учителя, – всё это оказало решающее влияние на формирование его марксистских взглядов. И даже то, что рождённый в КНР «социализм с китайской спецификой» во многом напоминает советский НЭП (новую экономическую политику) 1920х годов, в немалой степени объяснимо полученным Дэном советским образованием.
Несколько докладов были посвящены финансово-экономическим вопросам, в том числе хозяйственному развитию собственно Китайской Республики, Гонконга и оккупированных милитаристской Японией территорий Китая. На двух секционных заседаниях обсуждалась история борьбы китайского народа против японского милитаризма в годы 2-й мировой войны. Подчеркивалась роль женщин и их Совещательного комитета в войне сопротивления Японии.
Шесть докладов (профессоров Ян Тянь-ши, Шао Мин-хуана, Линь Тун-фа, Ван Чао-гуана, Ху Пин-шэна и Чэнь Хун-миня) были посвящены Чан Кай-ши. Причём, как тайваньские, так и китайские учёные подчёркивали ту позитивную роль, которую главнокомандующий Чан сыграл в годы антияпонской войны. Обращалось также внимание на попытки
Чан Кай-ши и его сына Цзян Цзин-го, правда, безуспешные, преодолеть послевоенный экономический кризис.[5]
В целом, по словам Ричарда Буша, эта конференция знаменовала собой празднование уже не столько столетия Синьхайской революции, сколько столетия образования Китайской Республики – то есть, всемирно исторического события, открывшего путь созидательному строительству независимого и демократического китайского государства и обновлению китайской нации.
Разумеется, юбилейные научные форумы проводились не только на севере, но и на юге Тайваня. 11-13 ноября 2011 г. в университете им. Сунь Ят-сена (Гаосюн), прошла конференция «
Незавершенная революция: возвращение к идейному наследию Сунь Ят-сена и его эпохи».[1] Три дня 66 ученых из 12 стран, в т.ч. из РФ, заслушивали доклады в 13 секциях. Неортодоксальность и открытость форума проявились уже в его названии и программе, поднявших вопросы легитимности революции, ревизии её итогов и идей Сунь Ят-сена. Нагляден список секций: 1. Реинтерпретация революции 1911 г.; 2. Новые подходы к азиатским ценностям; 3. Кросс-культурный диалог; 4-6. Наследие принципов национализма, народовластия, народ. благоденствия; 7. Построение государства и культурная идентичность; 8. Конфликты и диалоги между культурами; 9. Национализм и политика сообществ; 10-12...; 13. Связи двух берегов Пролива и торгово-экономическое развитие.
Как видно из списка, «пересмотру» подлежат не только итоги революции, но и теоретические основы идей Суня, его «нацпроекты», а также современные национальные, региональные и мировые социальные реалии. Как гласил анонс форума: «В «Трёх народных принципах» таились и некие противоречивые, даже парадоксальные мысли… смешение понятий из политических культур Китая и Запада, идей мультикультурной республики с унитарными националистическими чувствами и т.д. Все эти особенности отражают одну особую тему, занимавшую умы интеллигенции во времена д-ра Суня – поиски компромисса между древним китайским наследием и современными политическими, социальными и экономическими институтами, и т.д. Очевидно, что некоторые подспудные проблемы, занимавшие д-ра Суня…, остаются и сегодня. Есть лишь один путь к модернизации, или есть много модернизаций? Нужен ли акцент на особую значимость культуры и на то, что усвоение современных институтов требует их адаптации с учетом «китайской специфики»? Как снять дилемму мультикультурного общества и унитарного суверенного государства? Как найти баланс между благоденствием общества и капиталистической экономикой? … Политическая революция д-ра Суня, возможно, и закончилась 100 лет назад. Но поднятые им и его современниками вопросы все ещё заслуживают осмысления"
Вопрос о моральных и политических оценках Синьхая был поднят уже в первом докладе «Оценки и статус революции 1911 г. – вопрос легитимности в современной китайской политике». Как отметил докладчик (Цай Мэн-хань, ун-т Chiba, Япония), несмотря на различия в подходах историков Гоминьдана и КНР, вся китайская историография оценивает эту революцию как необходимое, позитивное событие. Но монархическая оппозиция КР сохранялась до 1945 г.
В отличие от китайцев, известный американский историк Ливинсон утверждал, что Синьхайская революция победила лишь потому, что монархия и конфуцианство разложились еще до её начала. Моральный и политический крах традиционной китайской цивилизации были предрешены независимо от революции. В пику Ливинсону, японский историк Юцзо Мицзогучи доказывал, что обе революции 1911 и 1949 гг. вышли из китайской традиции, в частности, из
неоконфуцианства. Корни китайской современности – в китайской традиции, а влияние Запада было в основном лишь катализатором.
В отличие от других успешных революций, вроде Мэйдзи в Японии, успех Синьхая стал возможен лишь после аморальной измены
Юань Ши-кая и за счет упорства Суня, желавшего сокрушить монархию любой ценой, не думая о побочных плохих последствиях. Единственный успех Синьхая – свержение монархии. Ни одной другой национальной задачи, включая защиту интересов и безопасности граждан, эта революция не решила. Никакие формулы вроде «незавершённой революции» не изменят того, что революция обернулась скорым поражением, а в далекой перспективе – катастрофами, преодолёнными лишь после полного упадка. Главной причиной непризнания краха Синьхайской революции остаётся то, что её главные наследники и теперь правят на Тайване и в КНР. По мнению Цая, все китайские вожди, включая Суня и Юаня, должны нести политическую и моральную ответственность за все решения, принятые ими от имени народа. Незавершенное дело «незавершённой революции» состоит в том, чтобы дать окончательные и твёрдые оценки Синьхая.
Чэнь Чжэн-го (Ac. Sinica) в докладе «Политизация идеи равенства и революция 1911 г. в Китае» напомнил, что Синьхай положил политический конец древнему режиму. Несмотря на многие провалы, недостатки и колебания, КР успешно существует и в XXI в. Гражданское и конституционное сознание не могли быть усвоены жителями Китая в одночасье. Жителям огромной страны пришлось долго и трудно привыкать к мысли о том, что они больше не ничтожные подданные императора, но «коллективные хозяева» страны.
Поскольку Синьхайскую революцию трудно отделить от её вдохновителя, ряд докладов был посвящён идеям и деятельности Суня, его влиянию на идеологию и политику ХХ в. Д.А. Смирнов (ИДВ) в докладе «Три народных принципа Сунь Ят-сена и теория «новой демократии»
Мао Цзэ-дуна» показал, что идеи Суня серьёзно повлияли на Мао, который прямо связывал создание «нового общества» с «Тремя народными принципами».
Необычную оценку Синьхая с позиций эсхатологии и демонологии предложил японец Ясутаке. Поскольку все революции ведутся под флагом борьбы за справедливость, их поборники демонизируют своих врагов, попутно объявляя себя спасителями общества, стоящего перед фатальным выбором между добром и злом. Присутствие демонологии – непременный элемент любой революции. Что до Синьхая, то революционеры демонизировали маньчжурских владык, а идея апокалипсиса выразилась в идеях «смены небесного мандата», а также жизненной угрозы нации и обществу со стороны внешнего врага.
Чэнь И-чжун (Ac. Sinica) посвятил доклад «Спектры революции: обзор двух «контр-радикальных» перспектив» разбору двух влиятельных подходов к оценкам Синьхая и роли Сунь Ят-сена. Первый состоит в том, что революция была политической ошибкой Суня и его адептов, которые своим «политическим радикализмом» оборвали альтернативный путь к «конституционной монархии», возможно, более выигрышный. Второй подход состоит в том, что одержимость вечной революцией и инфантилизм Суня были главной причиной краха послереволюционного конституционализма и парламентаризма, а также развала федералистского движения 1920-х. Но оба подхода верны лишь отчасти. Мягкий на вид сценарий «постепенного введения конституционной демократии» можно тоже подать как «политический радикализм». А сталкивание «политического радикализма» и «демократического градуализма» бесперспективно.
Интересно, что гости из КНР посвятили доклады переосмыслению идей Суня в свете истории политической философии. Видимо, это отражает идейные поиски новой интеллигенции в КНР, попытки преодолеть узость официозной марксистской идеологии за счёт «практической мудрости» и выявления в идейном наследии Суня новых «пространств для манёвра». На форуме также обсуждалось влияние суньятсенизма и Синьхая на страны Азию: на японских интеллигентов начала ХХ в., демократизацию в Корее, влияние «паназиатизма» Суня в Восточной Азии (Китай, Япония и др.) после «холодной войны» и т.д.
Все форумы были отлично организованы и широко освещались в СМИ. Они показали, что Тайвань и сегодня остаётся ведущим мировым центром изучения новейшей истории Китая. Этому способствуют мощная научная традиция и подготовка учёных на острове. Свободный выбор, смелая постановка и неформальное обсуждение острых проблем позволили показать, что революция 1911 г., оцениваемая в вековой ретроспективе, стала реальным поворотом к будущему возрождению Китая. А идейное наследие Сунь Ят-сена, нередко казавшееся в ХХ в. наивной утопией и авантюризмом, всё шире реализуется в современной политической жизни (в т.ч. на Тайване), сохраняя потенциал и актуальность в отношении будущего Китая, Азии и всего мира в XXI в. В этом смысле можно согласиться с тем, что «Синьхайская революция» все ещё не завершена.
Литература 1. Головачёв В.Ц. Незавершенная революция: пересмотр идейного наследия Сунь Ят-сена и его эпохи // Восток (ORIENS), 2012, №3, с.140-144
2.
Конференция "Столетняя ретроспектива Синьхайской революции". Университет Чжунъян. 03.10.2011「辛亥革命百年回顧」國際學術研討會
3.
Конференция "Столетие Синьхайской революции и развитие Китая по обе стороны Тайваньского пролива".
Государственный политический университет. 11-13.11.2011. 「辛亥百年與兩岸政治發展」學術研討會
4.
Конференция «Оглядываясь на сто лет Республики».
Академия Синика. Институт новой истории. 11-13.01.2012 「回首百年民國」學術研討會
5.
Международная научная конференция "Формирование государства новой эпохи: столетие создания Китайской республики". 13-14.09.2012 「近代國家的型塑:中華民國建國一百年」國際學術研討會
6.
Президент посетил международную научную конференцию "Формирование государства новой эпохи: столетие создания Китайской республики". 總統出席「近代國家的型塑:中華民國建國一百年」國際學術研討會
Centenary of the Xinhai Revolution and the Republic of China: a review of "jubilee" scientific forums in Taiwan
Arincheva D.A. (National Research University - Higher School of Economics)
Valentin C. Golovachev (Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Science)
Abstract: This paper reviews a number of scholarly activities, held in Taiwan in 2011-2012 to celebrate the centenary of the Xinhai Revolution and the Republic of China. The authors concludes that these international forums proved that Taiwan still keeps its current position as a world leading center for the studies of China’s modern history. The studies are facilitated by the rich scientific tradition, solid academic background of local scholars, their open-minded choice and discussions of the related historical issues. As it was shown by the “jubilee” debates, the Xinhai Revolution became a real turning-point on the way to the rebirth of New China, while the Republic of China has the legitimate reasons for continuously existing for over a century. As for the Sun Yat-sen's ideological heritage, it is seriously reconsidered nowadays and attracts a growing interest of scholars and politicians as quite a real and promising program for China, Asia and the whole world in the XXI century.
Ст. опубл.: Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации. Сборник статей. – М.: Институт востоковедения РАН. – 312 с. С. 253-263.
- ↑ Economic Cooperation Framework Agreement (сокращенно ECFA). Рамочное торговое соглашение между КНР и Тайванем. Нацелено на обоюдное снижение тарифов и торговых барьеров. Подписано в Чунцине 29.06.10. Крупнейший договор двух сторон с момента раскола страны в 1949.
- ↑ Северный поход – совершён в 1926-1927 Национально-революционной армией, во главе с Чан Кай-ши, при участии коммунистов. Идея военного похода из Гуандунской базы на Север, чтобы вооружённым путём объединить Китай под властью Гоминьдана, принадлежала Сунь Ят-сену. Число участников похода составило от 100 000 до 250 000 чел.