謝靈運 Се Лин-юньофиц. титул Канлэ-гун (Канлэский князь), прозв. Се-кэ (Гость Се). 385-433. Один из крупнейших поэтов эпохи Шести династий (Лю-чао, III-IV вв.), основоположник пейзажной лирики — шань-шуй ши («поэзия/ стихи гор и вод») как самостоятельного тематич. направления кит. поэзии. Биография Се Лин-юня развертывается словно сюжет историч. драмы, персонажи которой образуют пеструю галерею слабовольных и немощных монархов, дворцовых палачей и убийц, выскочек и авантюристов, мужественных воинов, преданных отечеству патриотов и беспринципных политич. дельцов. Человек яркий, разносторонний и противоречивый, Се, как причудливый кристалл, отразил эпоху в игре света и тени.
Личность Се Лин-юня как бы пробивается сквозь средневековую этикетность. Она пестра и эксцентрична. Франт, вельможа и заговорщик уживались в нем с отшельником, постигающим суть
буддизма и
даосизма. Он узнал тяготы тюрьмы и был собеседником буд. проповедника
Хуй-юаня. В столице он эпатировал знать платьем экстравагантных фасонов, а у себя в усадьбе носил простую крестьянскую шляпу. Он составлял проекты экспед. походов на север и шлифовал стиль буд. сутр, участвовал в императорских пирах и был посещаем нищими монахами, с к-рыми практиковал искусство медитации. Потомок одного из самых знатных и богатых родов Юга — рода Се (а по матери — рода Ван, из к-рого вышел знаменитый каллиграф
Ван Си-чжи), Се Лин-юнь родился и провел детские годы в Шининской усадьбе, фамильном гнезде своих предков. Его дед Се Сюань, прославленный полководец, одержал победу над степняками, захватившими Север в битве при р. Фэйшуй. Отец Се Хуань, по выражению источников, «родился без каких-либо задатков». Воспитанием Се Лин-юня сначала занималась мать, затем он обучался в школе у даос. наставника Ду-мина, а юношеские годы провел в тогдашней столице Цзянкане у своего дяди Се Хуня, наставника мн. молодых Се. Се Хунь первым по-настоящему оценил его поэтич. опыты.
В возрасте 17 лет Се Лин-юнь впервые поступил на службу: с этого началась драматичная история взаимоотношений поэта с властителями будущей дин. Сун, и прежде всего с ее основателем Лю Юем (356-422, император У-ди: 420-422). Се Лин-юнь был вовлечен в заговор против Лю Юя, но прощен им. Дважды он уходил в отставку и возвращался в родные места. В 433 был казнен на рыночной площади по обвинению в гос. измене.
Памятник Се Лин-юнюПоэзия Се Лин-юня (14 од-
фу и ок. 80 лирич. произв. в жанрах
юэфу и ши) более богата политич. содерж., чем это кажется на первый взгляд. В «стихи о горах и водах» Се Лин-юнь вложил свои чувства патриота и гражданина. В эпоху разобщенности и раздробленности он призывал к единству и консолидации.
Но при этом Се Лин-юня с полным правом можно назвать подлинным певцом гор — это центр. мотив его тв-ва. Восприятие природы у Се Лин-юня сопряжено с традиц. эстетич. канонами. «Горы и воды» служат для него отблеском неких субстанциальных начал, пробуждают в нем чувство отрешенности от всего земного. Се Лин-юнь — странник в горах, зачарованный их величием и покоем. Горы помогают ему забыть о разочарованиях, постигших его на жизненном пути. К «горам и водам» Се Лин-юнь относится с трепетом благоговейного поклонения, со священным восторгом, они для него вместилище высшей красоты и высшего религиозного смысла. Поэзия Се Лин-юня оказала значит. влияние на пейзажную лирику последедующих веков.
Источники: Се Лин-юнь. Ши сюань (Избранные стихи) / Сост. и коммент. Е Сяо-сюэ. Шанхай, 1957; Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1957, с. 227-230.
Литература: Бадылкин Л.Е. Се Лин-юнь (385-433) и поэзия его времени // VII НК ОГК 1976, с. 78-86; Бежин Л.Е. Се Лин-юнь. М., 1980.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 388-388.