門神 Боги дверей мэнь-шэнь«боги дверей», «боги ворот». В китайской мифологии духи — хранители ворот и дверей. В
«Ли цзи» («Книга обрядов») (IV–II вв. до н.э.) упоминаются жертвоприношения в честь духов дверей и ворот, к-рые связывались соответственно со светлым и темным началом (см.
Инь–ян).Впоследствии в качестве
мэнь-шэней стали выступать древние хранители врат в царстве духов. В
«Шань хай цзине» («Канон гор и морей», кон. III — II вв. до н.э.) сказано: «Посреди океана есть гора Душо, на ней большое персиковое дерево, раскинувшее ветви на 3 тыс.
ли. На северо-востоке меж его ветвей находятся врата духов, через которые проходят сонмы духов. У врат стоят двое святых: Шэнь-шу (ошибочно Шэнь-ту) и Юй-люй. Они проверяют каждого из духов, и если увидят зловредного, связывают его тростниковой веревкой и отдают на съедение тигру». В древности к 30-летию людям дарили деревянные изображения Шэнь-шу и Юй-люя с веревкой в руках. Фигурки ставились по обе стороны от ворот, а на воротах рисовали огромного тигра, к-рый должен был охранять дом от нечисти, пожирая ее. В старом тексте «Цзин Чу суши цзи» («Записки о временах года в Цзин и Чу», VI в.) говорится, что в первый день нового года рисовали двух богов и наклеивали на створки дверей, Шэнь-шу на левую, а Юй-люя на правую.
Духи, защитники дверей мэнь-шэньТак Шэнь-шу и Юй-люй превратились в духов дверей дома. В XII–XIV вв. в качестве
мэнь-шэней были обожествлены полководцы VII в. Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ. Согласно «Сань цзао соу шэнь цзи» («Записки о поисках духов трех религий»), они вызвались встать в карауле у дверей спальни танского императора Тай-цзуна, которого будто бы беспокоили призраки; после того как ночь для императора прошла спокойно, он приказал живописцам нарисовать портреты обоих военачальников и вывесить их на дверях во дворце. О печатных изображениях
мэнь-шэней упоминают уже памятники XII в., впоследствии
мэнь-шэни стали едва ли не самыми популярными персонажами новогодних нар. лубков. Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ нарисованы на них в виде грозных полководцев с алебардами, изображение одного наклеивалось на одну створку дверей, другого — на другую. Лубки с
мэнь-шэнями вешались на дверях обществ. зданий, храмов (кроме буддийских), частных домов. Образы Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ находили свое воплощение в повествовательной прозе («Си ю цзи» — [«Путешествие на Запад» У Чэн-эня, XVI в. и др.]). Иногда в роли
мэнь-шэней выступают и др. обожествленные герои, напр. полководцы Чжао Юнь (III в.) или Юэ Фэй (XII в.).
Литература: Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, указ.;
Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. Т. VI. СПб., 1907, с. 57–58;
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987;
Бо Сун-нянь. Чжунго мэнь-шэнь хуа (Изображение китайских богов дверей), Гуанчжоу, 1998;
Ван Цзы-цзинь. Мэнь цзи юй мэнь-шэнь чунбай (Жертвоприношение дверям и поклонение богам дверей). Шанхай, 1996;
Ван Шу-цунь. Мэнь юй мэнь-шэнь (Двери и Божества дверей). Пекин, 1994; Мэнь-шэнь жэньу-ды чуаньшо (предания о божествах дверей) / Сост. Лу Сяо-лу. Шицзячжуан, 1995;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 33, 302–303.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 528.