楊凝式, имя-
цзы Цзин-ду
景度, прозвища-
хао Фэн-цзы
疯子, Сюй-бай
虚白, Хуаян жэнь
华阴人. 873?–954. Ян Нин-ши был родом из высокопоставленной чиновной семьи. Судя по описанию особенностей его телосложения, он был горбуном. После падения династии Тан он поочередно служил сменявшимся одна за другой династиям. Не имея интереса к службе в столь смутное и опасное время, Ян Нин-ши с годами все более сосредотачивался на каллиграфии. Основу его каллиграфической подготовки составили произведения
Оуян Сюня 歐陽詢 и
Янь Чжэнь-цина 颜真卿, однако индивидуальность его стиля связывается с психотехникой «поперечного прорыва» (
хэн и 横逸), сближающей его с мастерами эксцентричной скорописи. Отстаивая свою внутреннюю свободу, каллиграф все активнее инициировал эксцентричные, странные выходки, за которые получил прозвище «Ян-помешанный». Такая репутация в контексте традиции направления «ветра и потока» (
фэн-лю) означала признание его таланта.
В скорописи Ян Нин-ши следовал
Чжан Сю 張旭 и
Хуай-су 怀素, но его каллиграфия свободна как от чувственности первого, так и от расчетливости второго. Ян Нин-ши менял амплитуду движения кисти с интригующей неожиданностью и стремительной легкостью. Его стиль отличает наклонная скошенность как отдельных черт, так и знаков в целом. По вдохновенной спонтанности его каллиграфия значительно ближе духу «двух Ванов» (
Эр Ван) –
Ван Си-чжи и Ван Сянь-чжи, чем творения танских мастеров скорописи. Наследуя традицию выдающихся представителей каллиграфии «безумцев» (
фэн дянь шу 疯颠书), Ян Нин-ши тем не менее удерживает стиль своих работ в зазоре между упорядоченностью и хаотичностью, между продуманной нормой и взрывной спонтанностью, между совершенством и неотесанностью. Высочайший уровень мастерства позволяет Ян Нин-ши работать кистью просто, без каких-либо внешних эффектов, благодаря чему его каллиграфии присуща «возвышенная непосредственность» (
тянь чжэнь лань мань 天眞爛漫). Его кисти приписываются свитки
Ся шу те 夏熟帖,
Цзю хуа те 韭花帖 и
Шэнь сянь ци цзю фа 神仙起居法帖 (все ‑ музей Гугун, Пекин). Ян Нин-ши был мастером и крупноформатной каллиграфии, которой он покрывал стены храмов, но она не сохранилась.
По масштабу творчества Ян Нин-ши китайские знатоки сравнивали его с
Янь Чжэнь-цином, в связи с чем складывается устойчивое выражение «Янь и Ян», обозначавшее две высшие точки в развитии каллиграфии VII–X вв. Китайские авторы единодушны в оценке творчества Ян Нин-ши как своеобразного моста между эпохой господства устава в эпоху Тан и новым расцветом полуустава при последующей династии Сун. Каллиграф отходит от этического пафоса ведущих танских мастеров и развивает традицию в сторону более субъективного принципа «главенство идеи» (
шан и 尚意). Под влиянием его стиля находились такие корифеи сунской каллиграфии, как
Хуан Тин-цзянь 黄庭堅,
Ми Фу 米芾 и многие другие.
Источники:
Суй Тан Удай шуфа (Каллиграфия периода династий Суй, Тан, Удай) / Под ред. Ян Жэнь-кая. Пекин, 1989; Суй Тан Удай шуфа (Каллиграфия периода династий Суй, Тан, Удай) / Под ред. Ван Цзин-сяня. Пекин, 1998; Суй Тан Удай мучжи (Погребальные эпитафии периода династии Тан и Пяти династий) / Под ред. Гуань Да-чжуна. Пекин, 2002.
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Сюй Бан-да. Гу шухуа гоянь яолу: Цзинь, Тан, Удай, Сун шуфа (Исследование древних произведений каллиграфии и живописи периода династий Цзинь, Тан, Удай и Сун). Чанша, 1987; Чжунго хуфа цзянь ши (Краткая история китайской каллиграфии). Отв. ред. Ван Юн. Пекин, 2004; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) /Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chicago, London, 1990; Ch`en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. Melbourne, 1966.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 897-898.