民本 «народоосновие». Есть мнение о целесообразности передачи понятия
минь бэнь посредством понятия «народность» (Ю.М. Гарушянц) из известной формулы «православие, самодержавие, народность». Сформировавшийся до эпохи Цинь (кон. III в. до н.э.) идеал социального устройства. Понимание народа как «корня-основы» (
бэнь) восходит к тексту
«Шу цзина» (гл. «У цзы чжи гэ»): «Народ есть корень-основа гос-ва, если корень крепок, то гос-во в спокойствии» (
минь вэй бан бэнь, бэнь гу бан нин). Этот тезис не содержал идеи непосредств. влияния народа на политику, посредующим звеном выступало высшее начало — Небо (
тянь [1]),«слушающее ушами народа и видящее глазами народа»: если правление не будет гуманным и справедливым, Небо лишит государя его сакрального «небесного мандата» (
тянь мин; см.
Мин [1]) на царствование. Идеи
минь бэнь были развиты
Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.): «Народ есть главное, за ним следуют духи земли и зерна, государь на последнем месте» («Мэн-цзы»,VII Б). Он также ввел в оборот положение о том, что свержение правителя, утратившего гуманность и справедливость, ничем не отличается от устранения простолюдина. Правителю предписывается заботиться о материальной жизни подданных, с тем чтобы завоевать «сердце народа» (
минь синь) и обеспечить в гос-ве стабильность и гармонию (
хэ [1]). Этич. основой
минь бэнь выступало проведение монархом «гуманной политики» (
жэнь чжи; см.
Жэнь [2]), практич. формой осуществления — «выдвижение мудрых» (
шан сянь), проблема, обсуждавшаяся не только конфуцианцами, но и представителями моизма (см.
Мо-цзя). Хотя
минь бэнь в первую очередь было предписанием верхам, положение о нем также брали на вооружение мыслители, настаивавшие на ограничении абс. власти монарха (см.
Хуан Цзун-си;
Гу Янь-у). В новое время доктрина
минь бэнь зачастую не только сопоставлялась, но и отождествлялась с зап. пониманием демократии. Однако совр. развитие стран конфуцианского ареала Азиатско-тихоокеанского региона демонстрирует связь авторитарной (с зап. т. зр.) политич. практики в этих странах с идеями
минь бэнь. Представители
нового конфуцианства обычно трактуют идеи
минь бэнь как не развернувшуюся в реальности и превосходящую зап. демократию систему, где дополнением к конф. учению о равенстве людей по «природе» (
син [1]), «срединности» (см.
«Чжун юн») и «гармонии» служили даос. нонконформистские идеи нерастворения личности в офиц. учении и гос. деятельности. При этом постконфуцианцы, как правило, ссылаются на учение об одинаково доброй человеч. природе, благодаря к-рой «каждый может стать
Яо и
Шунем» (см.
Шэн [1]), как на этич. признак «неполитич. демократизма» кит. цивилизации. К сфере
минь бэнь относится конф. утопич. традиция (см.
Да тун).
Литература: Гарушянц Ю.М. Демократия и права человека в Китае (исходные данные) // XXIV НК ОГК. Ч. 2. М., 1993; Мэн-цзы сысян яньцзю (Исследование идей Мэн-цзы). Цзинань, 1986, с. 83–184.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 350.