東林學派 дунлиньская школа. Течение в
неоконфуцианстве кон. XVI — нач. XVII в. Получило назв. по имени частной академии Дунлинь (дунлинь шуюань — Книжная палата Восточного леса), созданной в 1604 в вост. лесном предместье г. Уси (пров. Цзянсу) на месте школы, основанной в нач. XII в. Ян Ши и закрытой в XIII в. Создатели академии
Гу Сянь-чэн и его брат Гу Юнь-чэн разработали в качестве руководства к учению «Положение о Дунлиньском сходе» («Дунлинь хуй юэ»), где перечислялись «Правила ученичества в Пещере белого оленя» («Бай лу дун сюэ гуй»), назв. к-рых подчеркивало преемствование традиций знаменитого в прошлом учебного заведения, возглавлявшегося
Чжу Си. После смерти Гу Сянь-чэна в 1612 распорядителем академии, объединявшей более 300 членов, стал
Гао Пань-лун. Дунлиньская школа имела тысячи последователей, образовывавших дочерние академии. Объединение наиболее активных ее сторонников именовалось Дунлиньской «партией» (дунлинь дан). Ее ядро составляли гос. деятели, репрессированные в начале 1590-х гг. В основе их оппозиц. настроений лежало стремление к восстановлению исконных норм и ценностей конф. этики в качестве гл. регуляторов жизни об-ва в условиях политич. кризиса династии Мин (1368-1644). В 1620 в результате восшествия на престол нового императора дунлиньцы пришли к власти, но уже в сер. 1620-х гг. потерпели поражение и подверглись репрессиям. В 1625 академия была запрещена и разрушена, а в 1628-1629 восстановлена под началом У Гуй-сэня, ученика Гао Пань-луна, после смерти к-рого бездействовала до 1643, когда ее возглавил племянник Гао Пань-луна Гао Ши-тай. В 1680-х гг. она стала гос. учреждением, а в ХХ в. — обычной школой.
Дунлиньская школа противостояла гл. обр. тайчжоуской школе последователей Ван Ян-мина (кон. XV — нач. XVI в.) и стремилась обосновать целостность человеч. существования, в к-ром внутр. свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. Критикуя нек-рые аспекты янминизма и чжусианства, ратуя за преодоление даос.-буд. влияний и ориентируясь на ханьское конфуцианство, Дунлиньская школа подготовила возникновение при династии Цин (1644-1911) «непосредственного», или «ханьского», учения (пу-сюэ, хань-сюэ).
См. также ст.:
Гао Пань-лун;
Гу Сянь-чэн.
Источники:
Дунлинь шуюань чжи (Анналы Дунлиньской академии). [Б.м.], 1881.
Литература:
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 115; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 397–400; Политическая организация Дунлинь и ее деятели: Хрестоматия по истории Китая в средние века. М., 1960. С. 123–134; Busch H. The Tung-lin Shu-yu and Its Political and Philosophical Significance // Monumenta Serica. 1949–1955. Vol. 14. Р. 1–163; Elman B.A. Imperial Politics and Confucien Societies in Late Imperial China. The Hanlin and Donglin Academies // Modern China. 1989. Vol. 15. № 4; Hucker CO. The Tung-lin Movement of the Late Ming Period // Chinese Institutions / Ed. by J.K. Fairbank. Chic.; L., 1973. Р. 132–162; Meskill J. Academies in Ming China: A Historical Essay. Tucson, 1982.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.251.