道生, Чжу Дао-шэн, Ши Дао-шэн.
Дао-шэн (355/360 - 432/434)355/360, Цзюйлу (совр. уезд Пинсян пров. Хэбэй), — 432/434, Пэнчэн (совр. Сюйчжоу пров. Цзянсу). Мыслитель, буддийский монах, переводчик и комментатор сутр.
Вступил в буддийскую общину монастыря Вагуан-сы. Был учеником Чжу Фа-тая. Много путешествовал, посетил осн. центры
Хуй-юанем, Санградевой,
Сэн-чжао, Се Лин-юнем. Принимал участие в переводе сутр под руководством
Кумарадживы. Отстаивал идею наличия природы будды (
фо син) во всем сущем, за что был обвинен в ереси и в 428 изгнан из столицы Вост. Цзинь — Цзянькана. Дао-шэн был реабилитирован и в 430 возвращен в столицу после того, как с завершением перевода на кит. яз. «Нирвана-сутры» («Непань цзин» — «Сутра о [великой] нирване») выявилось соответствие его взглядов идеям, изложенным в сутре. По традиции, этот текст — последняя проповедь
Будды, в к-рой утверждается, что каждое живое сущ-во изначально обладает природой будды и поэтому может стать буддой. Известно, что Дао-шэн умер во время проповеди.
Дао-шэн сформулировал основные идеи, отражающие специфику китайского буддизма, в т.ч. постулат о
дунь у (внезапном просветлении). Он доказывал, что акт осознания собственной природы будды не может быть постепенным. Утверждения Дао-шэна о бессмысленности накопления заслуг и иллюзорности представлений о рае были откровенным выпадом против основателя школы чистой земли (
цзинту-цзун) Хуй-юаня. Взгляды Дао-шэна получили дальнейшее развитие в важнейших направлениях китайского буддизма — школах
чань и
тяньтай (см.
Чань школа,
Тяньтай-цзун).
Из произведений Дао-шэна сохранилось «Толкование „Сутры лотоса Благого закона“» («Мяо фа лянь хуа цзин шу»), фрагменты комментариев (
и шу — «толкование смысла») к «Нирвана-сутре» («Непань цзин и шу») и к «Вималакирти[нирдеша]-сутре» («Вэймоцзе цзин и шу»). Отдельные высказывания Дао-шэна приводятся в соч. его современника Сэн-чжао.
Источники: Мяо фа лянь хуа цзин шу (Толкование «Сутры лотоса Благого закона») // Сюй цзан цзин ([Киотское] дополнение к буддийскому канону). Т. 150. Тайбэй, 1970; Чжунго фо-цзяо сысян цзыляо сюань бянь (Избранные материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988.
Литература: Kim Young-ho. Tao-sheng's Commentary on the Lotus Sutra. N.Y., 1990;
LiebentalW. A Biography of Chu Tao-sheng // Monumenta Niponnica. Tokio, 1955, № 11;
idem. The World Conception of Chu Tao-sheng // Monumenta Niponnica. Tokio, 1956, № 12.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 239.