龔自珍,
Гун Цзы-чжэньГун Сэ-жэнь, Гун Дин-ань. 22.8.1792 Жэньхэ (на территории совр. Ханчжоу) пров. Чжэцзян, — 26.9.1841, Даньян, пров. Цзянсу. Сановник, философ-неоконфуцианец (см.
Неоконфуцианство), ученый, литератор, поэт, представитель чанчжоуского направления «учения о канонах в современных знаках» (или «текстологической школы современных/новых письмен» - цзиньвэньцзин-сюэ; см.
Цзин-сюэ), воссозданной Чжуан Цунь-юем (XVIII в.). Родился в семье чиновника, состоял на гос. службе. В 1829 получил высшую ученую степень
цзинь-ши и стал секретарем государственной канцелярии (
нэй-гэ чжун-шу). Общетеоретич. взгляды Гун Цзы-чжэня не были систематизированы и нашли выражение в небольших произведениях, объединенных в несколько сборников после его смерти, вызванной потрясением от наступления в Китае «эпохи смуты» и поражениями страны в ходе первой
«опиумной» войны с Англией (1840-1842).
В 1830 г. вместе с Линь Цзэ-сюем и Вэй Юанем он организовал поэтическое общество, распространявшее идеи политико-правовой реформации и эстетически близкое Сюаньнаньскому поэтическому обществу (宣南詩會, название по расположению к югу от пекинских ворот Сюань-у-мэнь). Как и другие сторонники «учения о канонах в совр. знаках» (см.
Линь Цзэ-сюй;
Вэй Юань), Гун Цзы-чжэнь стремился связать традиц. науку, в к-рой господствовали философия, филология и история, с общей теорией гос. управления.
В числе первых в Китае выступил за социально-экономич. и научно-технич. модернизацию страны, ликвидацию устарелых гос. институтов (экзаменационной системы и т. п.) и общественных норм (бинтование ног у женщин и т. п.). Гл. социальной опасностью считал разрыв между богатством и бедностью. Идеальное – «сбалансированное» (пин-цзюнь) распределение благ, по Гун Цзы-чжэню, подобно справедливой раздаче воды (каждому — по его иерархич. норме) и зависит от общественных умонастроений: «Человеческое сердце — корень (бэнь) мирских нравов, мирские нравы — корень государевой судьбы». Вслед за Гао-цзы, оппонентом
Мэн-цзы (IV–III вв. до н. э.), утверждал, что «[человеч.] природа (
син [1]) лишена и добра, и недобра». Поэтому «человеч. сердца» могут быть изменены к лучшему и обществ. отношения усовершенствованы посредством принципов, изложенных в наборе канонич. конф. произведений (см.
Конфуцианство), определенном «учением о канонах в совр. знаках». Изменения в обществ. жизни и духовной атмосфере неизбежно требуют пересмотра политико-правовых норм. Чем консервативнее были правившие династии, тем скорее они гибли, ибо их правители «слепо следовали установлениям основателя династии и боялись вынести эти установления на суд людей». Своевременное политико-правовое реагирование на рождаемые жизнью новшества способно сохранить трон императорской фамилии навечно.
Источники:Гун Дин-ань цюань цзи лэй бянь (Полное собр. соч. Гун Дин-аня по разделам) // Цзиньдай Чжунго шиляо цункань (Сборник материалов по новой истории Китая). Сб. 72, вып. 713. Тайбэй, 1971; Гун Цзы-чжэнь цюань цзи (Полное собр. [соч.] Гун Цзы-чжэня). Шанхай, 1980; О равномерном распределении // Избранные произведения китайских мыслителей нового времени (1840–1898). М., 1961, с. 35-37; Предостережение // Там же, с. 37-38.
Литература: Батуров В.А. Аграрная программа Гун Цзы-чжэня // III НК ОГК. Вып. 1. М., 1972, с. 92-97;
Желоховцев А.Н. Гун Цзычжэнь // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М., 1964, стб. 447–448; Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 1. М., 2006, с. 213-214; Т. 3. М., 2008, с. 283; История китайской философии. М., 1989, с. 433–441; История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. VI. М., 2014, указ.; История политических и правовых учений. М., 1993, с. 360–362;
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, с. 444-445;
Товаров В.К. О мировоззрении и стихах Гун Цзы-чжэня (1792-1841) // Вопросы эстетики, поэтики и текстологии литератур Востока. Т. 1. М., 1977, с. 133-149; Новая история Китая. М., 1972, с. 589-590;
Ян Фэнь-линь. Гун Цзы-чжэнь чжэсюэ сысян ды маодунь (Противоречия философской мысли Гун Цзы-чжэня) // Гуанмин жибао. 11.01.1963;
Borei D. Eccentricity and Dissent: The Case of Kung Tzu-chen // Ch’ing-shih wen-t’i. 1975, vol. 3, № 4, p. 50–62;
Chan Sin-wai. Buddhism in Late Ch’ing Political Thought. Hong Kong, 1985, p. 30-34;
Elman B.A. From Philosophy to Philology. Camb. (Mass.)–L., 1984, index;
Fang Chao-ying. Kung Tzu-chen // Eminent Chinese of the Ch’ing Period (1644-1912) // Ed. by A.W. Hummel. Vol. I. Washington, 1943, p. 431-434.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 213-214.
Важное место в тв-ве Гун Цзы-чжэня занимают стихи в жанре
ши. Поэт обличает мрачную действительность, ратует за освобождение человеч. личности от пут феодальной морали, мечтает о лучшем будущем Китая. В тяжелое время иностр. агрессии в стихах Гун Цзы-чжэня зазвучали патриотич. мотивы. Во время первой
«опиумной» войны (1840—1841) он требовал запрета на ввоз опиума, выступал против капитулянтов. Позднее кит. просветители высоко оценили его произведения, в к-рых актуальность содержания сочеталась с огромной лит. эрудицией автора. Хотя тв-во Гун Цзы-чжэня не выходит за пределы лит. традиции, он оказал благотворное влияние на поэзию вплоть до «
движения 4 мая» и появления «новой поэзии».
Источники: Гун Цзы-чжэнь цюаньцзи (Полн. собр. соч. Гун Цзы-чжэня). Шанхай, 1980.
Литература: Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 82; Товаров В.К. О мировоззрении и стихах Гун Цзы-чжэня (1792—1841) // Вопросы эстетики, поэтики и текстологии литератур Востока. Т. 1. М., 1977, с. 133—149; Жэнь Гуань-чжи. Лунь Гун Цзы- чжэнь шигэ ды бэйцзюй мэй (Трагизм в поэзии Гун Цзы-чжэня) // Чжунго гудай, цзиньдай вэньсюэ яньцзю (Исследование древней и новой китайской литературы). Пекин, 1995, № 3, с. 266—272; Чжунго вэньсюэ ши (История китайской литературы). Т. 4. Пекин, 1959.
Автор: Желоховцев А.Н.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 283.