關尹子 Гуань Инь-цзы«Мудрец Инь с заставы», др. назв. «У шан мяо дао вэнь ши чжэнь цзин» («Истинный канон начала письмен высочайшего и чудесного
дао»). Даосский трактат (см.
Даосизм), приписываемый
Инь Си, полулегендарному древнему мудрецу, современнику
Лао-цзы (VI в. до н.э.). Однако следы буддийского влияния, терминология и особенности языка свидетельствуют о его средневековом происхождении, предположительно ок. VIII в. н.э., когда он был якобы обнаружен даосом Тянь Тун-сю в стене дома, будто бы принадлежавшего Инь Си. Возможно, «Гуань Инь-цзы» написан позднее — в X или XI в.
Трактат состоит из девяти глав в одном цзюане (свитке). В центре его — понятие
дао, к-рое характеризуется как трансцендентальное условие речи и мышления (недоступное, однако, ни вербализации, ни интеллекту), условие существования всего сущего, его порождающий принцип и детерминирующее начало, уподобляемое горшечнику, делающему кувшины; вместе с тем
дао имманентно миру. В отличие от древних даосских памятников (особенно
«Чжуан-цзы») «Гуань Инь-цзы» определяет
дао как «единую вещь» (
и у), относительно к-рой не существуют никакие отдельные единичности или индивиды (в «я» нет «я», в
дао нет «я»). Цикличность
дао выражена в «Гуань Инь-цзы» образом замкнутого водоема.
Дао уподобляется также морю, вмещающему в себя все воды и тем не менее не переполняющемуся. На учении «Гуань Инь-цзы» сказалась философия
буддизма виджнянавады (см.
Вэйши-цзун), утверждающая, что все сущее является порождением некоего трансцендентального сознания. Согласно трактату,
дао своей «мыслью» (
сы [
2]) творит мир так же, как спящий порождает образы сновидений. На содержание «Гуань Инь-цзы» повлияла и отрицательная диалектика буддийской школы мадхьямика (см.
Саньлунь-цзун), использующаяся для доказательства несуществования какой-либо самосущей единичности, утверждения всеобщей обусловленности, взаимосвязи, относительности всех явлений и реальности только целого.
Хотя «Гуань Инь-цзы» представляет собой чрезвычайно оригинальный и сложный философский текст, пóзднее его появление (когда даосская традиция уже полностью сложилась), сильное буддийское влияние и значительное своеобразие привели к тому, что он остался на периферии даосского учения, не оказав серьезного влияния на его развитие. Нек-рые образы «Гуань Инь-цзы» (в частности, рыба, бесконечно плавающая по круглому бассейну, как метафора цикличности
дао) использовались в китайской классической поэзии, напр. в стихах Хуан Тин-цзяня (XI в.).
Источники: Гуань Инь-цзы. Шанхай, 1936 (СББЯ. Т. 15); «Гуань Инь-цзы» / Пер. Е.А. Торчинова // Религии Китая / Сост. Е.А. Торчинов. СПб., 2001, с. 103–129.
Литература: Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998, с. 346–360;
Wieger L. A History of the Religious Beliefs and Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien, 1927, p. 570–573.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 204.