關漢卿.
Гуань Хань-цин? — ок. 1306. Жил в Даду (нынешний Пекин), участвовал в профессиональном объединении либреттистов и авторов, сам выступал на сцене. Издавна признан основоположником и крупнейшим мастером жанра цзацзюй. Известны назв. 63 его пьес, из к-рых в полном виде сохранилось 12, авторство еще 6 пьес сомнительно. По содержанию они делятся на социально-бытовые пьесы, лирич. комедии, ист. драмы, но деление это условно, поскольку разл. мотивы, трагедийные и комич. элементы часто переплетаются. Страдания народа под гнетом феодалов, чиновников-лихоимцев и богатых самодуров запечатлены в пьесах «Лу Чжай-лан», «Ван Цзян тин» («Беседка над рекой») и с особой силой в трагедии «Доу Э юань» («Обида Доу Э», написана после 1291). Неправедные суды, пытки, вымогательства доводят героев до разорения и гибели, разлучают семьи. Следуя традициям нар. лит-ры, Гуань Хань-цин в конце концов карает злодеев и восстанавливает справедливость. Но достигается это либо вмешательством сверхъестеств. сил, либо стараниями легендарного и неподкупного судьи Бао (
Бао-гун). Лирич. комедии Гуань Хань-цина — живые зарисовки «частной жизни» той эпохи; в них есть и живые характеры, и забавные происшествия, и добродушный юмор: «Цзю фэн чэнь» («Спасение падшей»), «Юй цзинтай» («Нефритовая подставка»), «Се Тянь-сян». В ист. драмах «Дань дао хуй» («Один с мечом на пир»), «Шуан фу мэн» («Сон о двух героях») на первом плане — достойные подражания образы героев прошлого, особенно периода Троецарствия (III в.). Манера письма Гуань Хань-цина, как свидетельствуют сохранившиеся прижизненные издания нек-рых его произведений, отличалась естественностью и экспрессией. Гуань Хань-цину также принадлежит 47 поэтич. произведений в жанре саньцюй, в к-рых раскрылась богатая натура автора, его жизнелюбие, чувство собственного достоинства.
Источники: Гуань Хань-цин сицюй цзи (Собрание пьес Гуань Хань-цина). Т. 1—2. Пекин, 1958; Гуань Хань-цин. Спасение падшей: Комедия в 4 д. / Пер. В. Семанова, Г. Ярославцева // ВА. 1958. Вып. 2, с. 165— 175; он же. Обида Доу Э / Пер. и примеч. В. Сорокина // Классическая драма Востока. М., 1976, с. 263—307.
Литература: Федоренко Н.Т. Гуань Хань-цин — великий драматург Китая. М., 1958; то же // Федоренко Н.Т. Избранные произведения. Т. 2. М., 1987, с. 216—244.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 275.