高攀龍, Гао Юнь-цун, Гао Цунь-чжи, прозв. Цзин-и. 13.8.1562, г. Уси пров. Цзянсу, — 14.4.1626. Кит. философ-неоконфуцианец, глава академии Дунлинь (дунлинь шуюань) и дунлиньской школы (
дунлинь-сюэпай) в 1612-1626. Получил высшее ученое звание цзинь ши в 1589, находился на гос. службе до 1595. В 1593 был понижен в должности и отправлен в далекую провинцию. В 1621 Гао Пань-лун был призван ко двору и затем получил ряд высоких постов, в т.ч. гл. цензора. В 1625 уволен и разжалован, под угрозой ареста покончил с собой. В 1629 реабилитирован. Во взглядах Гао Пань-луна наиболее ярко выразилась общая тенденция дуньлиньской школы к согласованию внутр. свободы личности с нормами социальной жизни путем отказа от признанного предшествовавшим
неоконфуцианством (особенно чжусианством) дуализма метафизич. «абсолютно доброй» «коренной» природы человека и его физич. «пневменной» (
ци [1]) природы, проникнутой и добром, и злом.
Источники:
Гао-цзы и шу (Произведения, оставленные учителем Гао [Пань-луном]). [Б.м.], 1876 (1-е изд. — 1632); Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 61.
Литература:
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 397–400 (также см. указатель); Taylor R.L. Meditation in Ming Neo-Confucianism: Kao P`an-lung`s Writing on Quiet-Sitting // JCP. 1979. Vol. 6. № 2. Р. 149–182; idem The Cultivation of Sagehood as a Religious Goal in Neo-Confucianism: A Study of Selected Writings of Kao P`an-lung, 1562–1626. Ann Arbor, 1978.
См. также лит-ру к ст.
Дунлинь-сюэпай.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 195.