般若波羅蜜多,
баньжо боломидо (
санскр. праджняпарамита — «парамита совершенной мудрости»). Фундаментальная категория
буддизма и построенная на ее истолковании литературы, записанная в Индии в III–X вв. Именно благодаря праджняпарамите открывается истинная суть бытия и достигается ануттара-самьяк-самбодхи (у шан чжэн пянь чжи — «полное и совершенное просветление»). Обладание праджняпарамитой является гарантом невозвращения на уровень обыкновенного человека, точнее говоря, сохранения состояния
бодхисаттвы. Праджняпарамита неедина и неразлична, не имеет «признаков» (
санскр. лакшана,
кит. сян [
2]) и не не имеет «признаков», ее невозможно «взять» и невозможно «отбросить», она не увеличивается и не уменьшается, она реальна и нереальна, «успокоена», неподвижна, имеет «единый вкус», не рождается и не исчезает, она чиста и, наконец, невообразима (как и остальные парамиты). Такой набор характеристик соответствует концептуальным установкам мадхьямики/шуньявады — «учения о пустоте (
кун [1])», доктрины к-рого основываются на лит-ре о праджняпарамите.
Источники: Буккё сэйтэн (Буддийские священные писания). Токио, 1974; Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
Литература: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000, с. 743;
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987;.
По материалам
А.Н. Игнатовича
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 389.