阿毘達磨, Апитань (
санскр. Абхидхарма,
пали Абхидхамма). Название третьей части буддийского канона (
пали Типитака,
санскр. Трипитака,
кит. Сань цзан, см.
Да цзан цзин). Как жанр буддийской литературы Абхидхарма зародилась задолго до того, как была канонизирована в виде отд. «корзины» (
санскр. питака). Само слово «абхидхарма» (букв. «в отношении дхармы») встречается в сутрах и винае, где оно означает наставление, в к-ром та или иная проповедь Будды рассматривается как выражение дхармы (
фа [1]).
В комментаторской лит-ре Абхидхарма интерпретируется как «сверх-дхарма», «высшая дхарма», т.о., особо подчеркивается ее б
ольшая значимость в сравнении с сутрами. Жанр Абхидхармы включает различные истолковательные процедуры (классификацию, анализ и т.д.) с целью систематизации учения сутр. Проблематика Абхидхармы отражает понимание теоретиками тхеравадинского (хинаянского) направления
буддизма структуры бытия (его составных элементов, их взаимосвязей) и конечной цели живого существа, т.е. нирваны (см.
Непань).
См. также ст.
Апитань.
Автор: Главева Д.Г.
Источники: Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы) / Пер. Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб., 1994;
Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). М., 1998.
Литература: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000, с. 640–642;
Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия // В.Г. Лысенко, А.А. Терентьев, В.К. Шохин. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994;
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991;
Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1998.
Сост. библ.: Главева Д.Г., Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 360.