Ключевые идеологемы
|
Учение о вселенском правителе
|
Конфуцианская концепция верховной власти
|
Происхождение, социальная при- надлежность, се- мейное положение
|
Глава воинского сословия, посвя- щенный на царство, отец тысячи сыновей
|
Глава общности благородных му- жей (цзюнь-цзы), член клана правителей, главаобширного семейства
|
Принципы пре- столонаследия
|
По праву первородства, добро- вольная передача правящим монар- хом державной власти преемнику по достижении преклонного воз- раста
|
По праву первородства, добро- вольная передача правящим монар- хом державной власти преемнику по достижении преклонного воз- раста или по причине несостоя- тельности собственного правления
|
Форма легити- мации права на верховную власть
|
Обретение «Небесного мандата»
|
Обретение сокровища-чакры
|
Местоположение в социокосмичес- ком пространстве
|
В центре Ойкумены
|
В центре мира (чжун)
|
Сфера распрос- транения власт- ных полномочий
|
Все земли четырех сторон света, омываемые океаном
|
Все земли в пределах четырех морей
|
Степень воз- действия на соци- окосмический по- рядок
|
Гарант социокосмического по- рядка
|
Гарант социокосмического по- рядка
|
Основное ка- чество как прави- теля
|
Носитель дхармического знания
|
Обладатель магической / благой силы (дэ)
|
Необходимые персональные ка- чества
|
Мудрость, милосердие, познания в Дхарме
|
Мудрость, гуманность (жэнь), просвещенность (вэнь)
|
Способы реа- лизации властных полномочий
|
Путем проповеди Дхармы, со- блюдения нравственных предписа- ний и проведения процедурных акций (дни уподшадха)
|
Путем распространения «муд- рого» слова, соблюдения морально- этического уложения и проведения ритуально-этикетных акций (ритуа- лов-ли)
|
Отношение к военной силе и армии
|
Глава четырех войск, управляет без применения оружия и насилия
|
Главный исполнитель функции военного лидера страны, управляет без применения оружия и насилия
|