縱橫家 школа [союзов] по вертикали и горизонтали (школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных [политических связей], школа дипломатов). Филос. школа, в V–III вв. до н.э. объединявшая теоретиков и практиков дипломатии — советников удельных владетелей. [Лю Синь[|Лю Синь]] квалифицировал ее как самостоятельное течение в числе ведущих «девяти направлений, десяти школ» филос. мысли пер. Чжань-го (Сражающихся царств). Гл. представителями
цзунхэн-цзя, согласно
«Ши цзи» (II–I вв. до н.э.), были Су Цинь и Чжан И. Объединение царств Юга и Севера называлось «союзом по вертикали» (
хэ цзун), Запада и Востока — «соединением по горизонтали» (
лянь хэн). Су Цинь пытался создать «союз [шести царств] по вертикали» (
хэ цзун) — с Юга на Север: Янь, Чжао, Хань, Вэй, Ци и Чу для противостояния царству Цинь. Чжан И, разрушая «союз по вертикали», стремился шесть царств «соединить по горизонтали» (
лянь хэн) — с Запада на Восток, чтобы они служили интересам Цинь. Группировки сторонников двух дипломатов и были объединены названием
цзунхэн-цзя. Основополагающим трактатом
цзунхэн-цзя, согласно «Суй шу» («Книга [об эпохе] Суй»), является
«Гуйгу-цзы», причисляемый также к
даосизму. Деятельность и взгляды представителей
цзунхэн-цзя описаны в
«Чжань го цэ» («Планах Сражающихся царств»). В 1973 во время раскопок в
Мавандуе (близ Чанша пров. Хунань) найден свиток «Чжань го цзун хэн цзя шу» («Книга школы дипломатов [периода] Сражающихся царств»), сходный с совр. текстом «Чжань го цэ». В библиографич. разделе
«Хань шу» «И вэнь чжи» («Трактат об искусствах и текстах») перечислены 12 произведений представителей
цзунхэн-цзя общим объемом в 107
пяней (глав).
Лит-ру см. в
«Гуйгу-цзы»,
«Чжань го цэ».
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.544.