沙孟海, Вэнь-жу
文若, цзы Мэн-хай
孟海, хао Ши-хуан
石荒, Ша-цунь
沙村, Цзюэ-мин
决明, Лань-ша
兰沙 и др. 11.06.1900, Шацунь (совр. уезд Иньсянь, Нинбо, пров. Чжэцзян) – 10.10.1992. Каллиграф, резчик печатей, историк и теоретик каллиграфии.
Отец Ша Мэн-хая был известным врачом традиционной китайской медицины, увлекавшимся каллиграфией и резьбой печатей. Способности Ша Мэн-хая к каллиграфии проявились еще в детстве. Когда двадцатилетним юношей он приехал в Шанхай, то его учителями стали
У Чан-ши 吳昌碩 и
Кан Ю-вэй 康有爲. Благодаря своему каллиграфическому мастерству Ша Мэн-хая быстро вошел в круг интеллектуалов. С 1929 он преподавал в университете Чжуншань
Чжуншань дасюэ 中山大學 (Гуанчжоу, пров. Гуандун). В годы японской интервенции Ша Мэн-хай работал в секретариате Чан Кай-ши. Когда власть гоминдана пала в 1949, то его брат Ша Вэнь-хань
沙文汉 (1908-1964), видный коммунистический деятель, отговорил Ша Мэн-хая от иммиграции на Тайвань. С 1949 он был профессором в университете провинции Чжэцзян
Чжэцзян дасюэ 浙江大學 (Ханчжоу). В 50-е годы Ша Мэн-хай работал в музеи провинции Чжэцзян
浙江省博物馆 (Ханчжоу) и ему постоянно заказывали вывески для исторических памятников. С 1963 он преподавал в ханчжоуской Национальной академии изящных искусств
Чжунго мэйшусюэюань 中國美術學院. Умение держать свое мнение при себе вкупе с его каллиграфической славой спасло Ша Мэн-хая в компании преследования «правых» в 1957. Врожденная деликатность мастера, усиленная воспитанием и высочайшей образованностью, располагали к нему людей самых разных интересов и взглядов. Ша Мэн-хай становится не только известным на всю страну каллиграфом, но и крупнейшим ученым в этой области. Всего им написано 20 книг по истории каллиграфии и ее эстетике, считающиеся по сей день высокоавторитетными изданиями. В годы «культурной революции» осторожность Ша Мэн-хая и его нежелание занимать видные административные посты уберегли его от ареста. Два года каллиграф на седьмом десятке лет был вынужден работать дворником, а сделанные им вывески были сняты с наиболее известных строений. С конца 70-х китайское правительство осыпает Ша Мэн-хая почестями. Его назначают почетным директором Ханчжоуского музея и председателем восстановленного в 1979 Силинского общества резчиков печатей
Силин инь шэ 西冷印社. В 1981 он получает почетную должность вице-председателя вновь созданного Всекитайского Союза каллиграфов
Чжунго шуфацзя сехуй 中国书法家协会, председателем Союза каллиграфов провинции Чжэцзян
Чжэцзян шуфацзя сехуй 浙江省书法家协会, что обеспечивает постоянное присутствие его работ на всех каллиграфических выставках, а так же высокий спрос на его произведения на художественном рынке. Каллиграфия мастера украсила вывески многих отелей, ресторанов и магазинов в Ханчжоу, свидетельствуя о вкусе их владельцев. В Пекине им была сделана вывеска к известному арт-магазину
Жунбаочжао. В Шанхае вывеска его кисти помещена перед входом в мемориальный музей
Шэнь Инь-мо 沈尹默, с которым мастера связывала долгая дружба. Именно Ша Мэн-хай получил в 1981 г. заказ на вывеску для мемориального храма в честь
Ван Си-чжи 王羲之 в г. Шаосине (пров. Чжэцзян). Многочисленные образцы его каллиграфии были гравированы на скалах по всей территории Китая. Новые лидеры КПК стратегически точно выделяют творчество и научную деятельность Ша Мэн-хая как эталон, необходимый для подъема уровня каллиграфической подготовки молодежи. Была учтена политическая нейтральность мастера как и то, что репрессии затронули его по сравнению с другими каллиграфами наименьшим образом.
Достоинство произведений Ша Мэн-хая в его редком чувстве гармонии каллиграфических нормативов прежде всего в почерках
кайшу 楷書 и
синшу 行書. Его техника безукоризненна, что позволяет ему писать в данных почерках с непринужденностью корифеев прошлых династий. Постоянный каллиграфический тренинг укрепил Ша Мэн-хая настолько, что даже в 90 лет его рука сохраняла силу и точность в работе кистью. Линия преемственности Ша Мэн-хая в уставе идет от
Чжун Ю 鍾繇 к Со Цзину
索靖 (239–303), далее к
Лю Гун-цюаню 柳公權, Сун Го
宋克 (1327–1387) и Хуан Дао-чжоу
黄道周 (1585–1646). В зрелые годы он сосредотачивается на творчестве мастеров устава династии Тан, прежде всего
Янь Чжэнь-цина 颜真卿. Затем он осваивает опыт письма уставом всех крупных каллиграфов династий Сун – Цин. В результате мастер приходит к универсальному синтетическому стилю, впечатляющему высокой концентрацией художественного опыта и свежестью его претворения. Все черты идеально сбалансированы. Их несколько плотное расположение компенсируется определенной открытостью окончаний черт. Каждый пластический элемент энергетически насыщен и выразителен. Всю свою жизнь Ша Мэн-хай пристально изучал наследие Двух Ванов
二王 (
эр Ван) в почерке
синшу 行書. Пластика его черт отличается весомостью и крепостью строения. Тушь густого разведения, только изредка разбиваемая прогалами (
фэй бай 飞白), сохраняет самостоятельность звучания, несмотря на единство со стремительными движениями кисти. Так же как в уставе композиция всех элементов отличается идеальной собранностью. Каллиграфия Ша Мэн-хая покоряет сочетанием дисциплины и духовной возвышенности, силы и элегантной красоты.
Источники:
Сяньдай шуфа: Сянь дай шухуа сюэхуй шуфа шоучжань цзопиньсюань (Современная каллиграфия: каталог выставки произведений каллиграфии, организованной Научным обществом современной каллиграфии и живописи). Пекин, 1986.
Литература:
Чжу Жэнь-фу. Чжунго сяньдай шуфа ши (История современной китайской каллиграфии). Пекин, 1996; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) /Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chicago, London, 1990; Barrass G.S. The Art of Calligraphy in Modern China. London, 2002.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 855-856.