禇遂良, цзы Дэн-шань
登善. 596?, Цяньтан (совр. Чжэцзян) – 658.
Чу Суй-лян – младший из трех самых выдающихся каллиграфов начального этапа правления династии Тан, к каковым причисляются также
Юй Ши-нань 虞世南 и
Оуян Сюнь 歐陽詢. Выходец из знатной ученой семьи, известной в период Лю чао. Придворная карьера Чу Суй-лян начиналась блистательны образом. После кончины Юй Ши-наня он занял его место в ближайшем окружении императора Тай-цзуна. Предание гласит, что однажды император спросил Чу Суй-ляна, служившего придворным историографом, о том, внесет ли тот в хронику сведения о каком-либо его неблаговидном поступке. Ответ каллиграфа был однозначно положительным, что вызвало одобрение императора. При восшествии на престол императора Гао-цзуна (правил 650–683) Чу Суй-лян занимал пост губернатора провинции Хэнань. Узурпация власти императрицей У Цзэ-тянь (правила 684–705) и проводимая ею политика репрессий вызвали протест в обществе. Чу Суй-лян демонстративно отсылает в столицу регалии губернаторских полномочий и ожидает казни, уже постигшей многих противников императрицы. Однако слава каллиграфа была столь велика, что его оставили в живых, но отправили в ссылку на юг вначале в Таньчжоу (совр. Чанша пров. Хунань), затем в Гуйчжоу (пров. Гунси), а затем в Айчжоу (Аньнам, окрестности Ханоя, Вьтнам). Только после падения У Цзэ-тянь он был посмертно реабилитирован. Принципиальность каллиграфа вошла в историю Китая как пример следования конфуцианской этике и до конца выполненного гражданского долга.
В пору своей каллиграфической подготовки Чу Суй-лян интенсивно копировал стелы, выполненные почерками
гувэнь, чжуаньшу, лишу и
чжэньшу эпохи династий Хань, Вэй и Цзинь. Затем он сконцентрировался на штудировании манускриптов, и главным ориентиром для него стали свитки Юй Ши-наня, через стиль которого он искал проникновения в мастерство кисти в письме уставом «двух Ванов» (
эр Ван). Он многократно копировал находившиеся в Императорском собрании оригиналы
Ван Си-чжи и его сына Ван Сянь-чжи. В итоге его черты обрели живую подвижность, работа кисти стала вдохновенно разнообразной, а конфигурации энергопотоков (
ши) ‑ необычайными и мощными. Каллиграфическое наследие Чу Суй-ляна было значительным. К сожалению, оригиналы его манускриптов утрачены. Из длинного перечня созданных им стел до наших дней дошли оттиски с 13 памятников.
В творчестве каллиграфа различают два этапа. Первый этап представлен стелой 642 г.
Мэн фа-ши бэй 孟法师碑, посвященной буддийскому наставнику Мэну. Стела выполнена почерком
кайшу, сохранились оттиски 769 иероглифов. Каллиграфия стелы демонстрирует сильную и твердую работу кисти, в технике которой прослеживается четкая преемственность с памятниками Северных царств. В пластике черт преобладает квадратность, иероглифы монументальны и крепки. В пластике правосторонних откидных чувствуется связь с протоуставом дотанской поры. Округлая техника письма преобладает над квадратной.
Около 649 г. в творчестве Чу Суй-ляна происходят кардинальные изменения, в результате которых его стиль достигает своего апогея, а техника кисти становится особенно виртуозной. Лучшим образцом позднего стиля мастера считается стела
Янь та шэн цзяо сюй 雁塔圣教序, сооруженная около 653 г. в связи с началом строительства «Большой пагоды диких гусей» (
Да ян та 大雁塔), предназначавшейся для хранения сутр, привезенных буддийским проповедником Сюань-цзаном в 647 г. из его паломничества в Индию. От памятника сохранились две части: первый камень ‑ 21 столбец по 42 иероглифа, второй ‑ 20 столбцов по 40 иероглифов. Своеобразие устава Чу Суй-ляна определяют тонкие упругие черты с утяжеленными окончаниями. В середине черт появляется элегантный прогиб. Композиция иероглифов обретает дополнительную пространственность. В иероглифах вместо прежней монументальности акцентируется женственная утонченность, что дало повод некоторым критикам сравнивать его каллиграфию с «придворной красавицей, которая прогибается даже под весом шелковых одеяний».
Стилистические искания Чу Суй-ляна продолжили два брата, служившие при дворе императрицы У Цзэ-тянь — Сюэ Цзи
薛稷 (ок. 630/ 648? – 680/713?) и Сюэ Яо
薛曜 (работал в 680–710-е гг.). Высокий официальный статус Чу Суй-ляна способствовал распространению его стиля по стране и за ее пределами. В Японии VIII в. его каллиграфия имела преимущественное влияние. В эпоху династии Сун император
Чжао Цзи 趙佶 (правил 1101–1126), отталкиваясь от стиля Чу Суй-ляна, разработал свою оригинальную версию письма уставом.
Источники:
Суй Тан Удай шуфа (Каллиграфия периода династий Суй, Тан, Удай) / Под ред. Ян Жэнь-кая. Пекин, 1989; Суй Тан Удай шуфа (Каллиграфия периода династий Суй, Тан, Удай) / Под ред. Ван Цзин-сяня. – Пекин, 1998.
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Бао Бэй-у. Чжунго шуфа цзяньши (Краткая история китайской каллиграфии). Шанхай, 1983; Чжу Гуань-тянь. Тан дай шуфа (Каллиграфия периода династии Тан). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. – Chicago, London, 1990; Ch`en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. Melbourne: Melbourne university press, 1966; Tseng Yuho. A History of Chinese Calligraphy. Hong Kong, 1998.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 852.