Синология.Ру

Тематический раздел


Чжан Дай-нянь

張岱年, Чжан Цзи-тун, псевд. Юй Тун. 23.5.1909, уезд Сяньсянь пров. Хэбэй. Философ, историк китайской философии. В 1933 окончил Пекинский педагогич. ун-т., был ассистентом на филос. ф-те ун-та Цинхуа. В 1943–1946 преподавал на филос. ф-те Частного Кит. ун-та (Сыли Чжунго дасюэ). С 1946 — доцент, в 1951 — проф. филос. ф-та ун-та Цинхуа. С 1952 — проф. филос. ф-та Пекинского ун-та. После 1980 избирался пред. Об-ва изучения истории китайской философии 1-го и 2-го созывов. Директор Ин-та гуманитарных исследований ун-та Цинхуа. Гл. ред. разд. «История китайской философии» тома «Философия» («Чжэсюэ», кн. 1–2) «Большой китайской энциклопедии» («Чжунго да байкэ цюаньшу», 1987).
 
Философские взгляды Чжан Дай-няня формировались в 30-е гг. под влиянием  старшего брата, проф. филос. ф-та ун-та Цинхуа Чжан Шэнь-фу, к-рый был одним из первых китайских марксистов,  в то же время пропагандируя творчество Б.Рассела и переведя «Логико-филос. трактат» Л.Витгенштейна.  В итоге его внимание сосредоточилось на двух крупных течениях филос. мысли Запада — марксистском диалектич. материализме и англ. аналитич. философии, представленной Дж.Э. Муром, Б. Расселом, А.Н. Уайтхедом. В 1-й пол. 30-х гг. Чжан Дай-нянь опубликовал более двух десятков статей, излагающих его подход к созданию новой синтетич. системы материалистич. философии. Исходя из тезиса о необходимости «дополнить» марксистский материализм совр. теорией идеального и разработанным в XX в. зап. философами методом логич. анализа, находя в китайской философии тенденцию к «объединению феномена и реальности», «слиянию материального и идеального», Чжан Дай-нянь призвал осуществить синтез материализма, «теории идеалов» (идеализма — лисян лунь) и аналитич. метода (цзеси фа). Считая, что в последние три столетия в философии Китая ведущим и наиболее перспективным было проматериалистич. течение, представленное Ван Фу-чжи, Янь Юанем, Дай Чжэнем (XVII в.), Чжан Дай-нянь усматривал путь развития нац. философии в ассимиляции и «китаизации» зап. учений, соответствующих этому направлению и дополняющих его. Необходимость синтеза обусловливается, по его мысли, тем, что материализм не объясняет возможности идеального в преобразовании материального: «Дух („сердце“ — синь [1]) происходит из материи и может преодолевать материю (кэфу у)», человек подчинен среде (цзин [5]) и может ее изменять. Истина мироздания в том, что «материя — корень» (у бэнь), но принцип человеч. идеалов в «преодолении материи» (кэ у). Исходя из принципа методологич. плюрализма, Чжан Дай-нянь призвал к взаимодополняющему синтезу диалектич. и логико-аналитич. методов.
 
Касаясь в работах тех лет проблемы культурного синтеза Китай — Запад, он выдвинул диалектич. методологию «культурного креативизма» (вэньхуа чуанцзаочжуи). Исходными посылками служили тезисы о том, что культуры Китая и Запада различны по духу, всякая культура есть сложное, структурно целостное образование, все культуры содержат внутри себя противоположности и противоречия, культурное творчество не может не зависеть от материальной основы и должно подходить одинаково критически как к старой, нац., так и к новой, зарубеж. культуре. По заключению Чжан Дай-няня, «полная вестернизация невозможна и не нужна», культурный синтез должен быть нацелен на подготовительную работу по созданию новой кит. социалистич. культуры. Противопоставляя свой «культурный креативизм» эклектике, Чжан Дай-нянь указал, что каждая новая культура должна обладать неким «коренным принципом», пронизывающим все ее аспекты.
 
Со 2-й пол. 30-х гг. Чжан Дай-нянь обратился к исследованию проблем истории кит. философии. В 1937 он закончил «Очерк китайской философии», изданный под псевдонимом Юй Тун лишь через два десятилетия (1958) и содержавший опыт систематич. подхода к истории китайской философии, ее понятиям и категориям. Отличие китайской философской традиции от зарубежных Чжан Дай-нянь видел в приверженности «объективной» диалектике (Западу присуща «субъективная»), в единстве сущности и явления, в слиянии практики и знания (на Западе они обособлены, в инд. философии практика не играет роли вообще), в акценте на гармонизации межчеловеч. отношений, самосовершенствовании, что имело оборотной стороной слабую разработку проблем науки и преобразования окружающего мира.
 
В ходе философской дискуссии 1957 Чжан Дай-нянь высказал мнение о наличии в средневек. Китае «материализма прогрессивных ученых кит. феодализма» с такими специфич. чертами, как резко критич. отношение к идеализму, использование достижений науки и связь с диалектикой. Выступив по поводу выдвинутого Фэн Ю-ланем тезиса об «унаследовании абстрактного» общегуманистич. смысла конф. категорий, Чжан Дай-нянь настаивал на таком наследовании богатства традиц. философии, критериями к-рого выступают «научность и демократичность», т.е. нацеливал на восприятие гл. обр. материалистич., диалектич. мысли и критику чуждых ей тенденций.
 
В 80-е гг. Чжан Дай-нянь продолжал исследования в обл. истории кит. этики, категорий и методологии истории древнекит. философии, в частности уже под своим именем выпустил новое изд. «Очерков» (1982). Обратившись к теме специфики традиционной китайской философии, Чжан Дай-нянь выделил ее гл. особенности: единство онтологии, гносеологии и теории морали; подход к изучаемым явлениям с т.зр. их целостности и процессуальности; тенденция к объединению реальной жизни и морального идеала, слияние философии со схоластикой.
 
Источники:
Чжан Дай-нянь. Чжунго вэйучжуи сысян цзян ши (Краткая история китайского материализма). Пекин, 1957; он же. Чжунго луньли сысян фачжань гуйлюй дэ чубу таньсо (Первичное исследование законов развития китайской этической мысли). Пекин, 1957; Юй Тун. Чжунго чжэсюэ даган (Очерк китайской философии). Т. 1–2. Пекин, 1958; Чжан Дай-нянь. Чжунго чжэсюэ фавэй (Тонкости китайской философии). Шаньси, 1981; он же. Чжунго чжэсюэ ши шиляосюэ (Источниковедение истории китайской философии). Пекин, 1982; он же. Цю чжэнь цзи (Собрание [работ] о поисках истины). Чанша, 1982; он же. Чжунго чжэсюэ ши фанфалунь фафань (Основы методологии истории китайской философии). Пекин, 1983; он же. Вэньхуа  юй чжэсюэ (Культура и философия). Пекин, 1988; он же. Чжунго гудянь чжэсюэ гайнянь фаньчоу яолунь (Обзор категорий и понятий классич. китайской философии). Пекин, 1989;  он же. Чжунго луньли сысян яньцзю (Исследование китайской этической мысли). Шанхай, 1989; Чжан Дай-нянь вэнь цзи (Собр. соч. Чжан Дай-няня). Т. 1–4. Пекин, 1989–1992; Чжан Дай-нянь сюэшу луньчжу цзы цзысюань цзи (Авторское собрание научных работ Чжан Дай-няня). Пекин, 1993;  Чжан Дай-нянь цюань цзи (Полное собр. [сочинений] Чжан Дай-няня). Т. 1–8. Шицзячжуан, 1996
 
Литература:
Буров В.Г. Современная китайская философия. М., 1980; Дандай Чжунго ши чжэ (Десять философов современного Китая) / Сост. Ли Чжэнь-ся. Пекин, 1991;  Фань Сюэ-дэ. Лунь Чжан Дай-нянь чжэсюэ сысян дэ синчэн (О формировании философских идей Чжан Дай-няня) // Чжунго сяньдай чжэсюэ юй вэньхуа сычао (Современная китайская философская и культурная мысль). Пекин, 1989; он же. Чжунго чжэсюэ сыши нянь (Сорок лет китайской философии). Пекин, 1989; он же. Шэхуй кэсюэ чжэнмин даси, 1949–1989: Чжэсюэ цзюань (Дискуссии по общественным наукам, 1949–1989. Философия). Шанхай, 1990; Чжунго чжэсюэ ды цюаньши юй фачжань (Интерпретация и развитие китайской философии). Пекин, 1999;  Lian Cheng. Zhang Dainian: Creative Synthesis and Chinese Philisophy // Contemporary Chinese Philоsоphy / Ed. by Chung-ying Chen and N.Bunnin. Malden, Oxf., 2002, p. 235 – 245.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 562-564.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.