«ваза, собирающая сокровища». В поздней китайской народной мифологии волшебный предмет, своеобразный вариант рога изобилия. Согласно преданию, рыбак из Нанкина Шэнь Вань-сань ловил рыбу в реке Янцзы. В сети ему попалась плоская ваза для цветов (по др. версиям, глиняный горшок, шкатулка). Рыбак подобрал вазу и решил кормить из нее собаку. Положит туда корм, собака ест, а еда не убывает. Однажды его старуха наклонилась над вазой и уронила туда золотую шпильку, и ваза тотчас же наполнилась до краев золотыми шпильками. Бросили в вазу монету, и ваза тотчас же наполнилась деньгами. Вазу перенесли в дом и стали ею пользоваться для добывания денег и ценностей. Собрав огромное богатство, старики стали помогать своим близким, за что старик был назван живым
цай-шэнем (богом богатства, см.
Цай-шэнь). Не исключено, что представление о
цзюй-бао-пэнь восходит к буддийскому ритуальному сосуду (супатра), т.к. в китайских буддйских храмах в качестве бога богатства часто почитается толстобрюхий
Майтрейя (Милэ), со слитком серебра в одной руке и сосудом – в другой.
Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966, с. 162–163.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 695-696.